О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Моя работа - это достижение баланса": заместитель директора Московского авиацентра, ветеран боевых действий, рассказал о своем пути и о любви к авиации

Вся жизнь заместителя директора Московского авиационного центра Николая Рачицкого связана с авиацией. В Саратовском военном авиационном училище, куда Николай поступил после школы, летали с самого первого курса, затем он прослужил непростые 10 лет на Дальнем Востоке в горячих точках и уже 20 лет трудится на благо безопасности столицы.

Николай Рачицкий в Московском авиационном центре работает без малого 20 лет. Служил в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеет квалификацию "летчик-снайпер" и является ветераном боевых действий. Подполковник запаса, награжден орденом Красной Звезды, орденом "За военные заслуги", медалью "За содружество во имя спасения", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", ведомственными медалями и благодарностями Мэра Москвы. Занесен на Доску Почета в Департаменте ГОЧСиПБ. В 2024 году Николая наградили почетным знаком "220 лет пожарной охраны города Москвы".

В Саратовском военном авиационном училище, куда Николай поступил после школы, летали с самого первого курса. Обучение проходило на трех типах вертолетов - Ми-1, Ми-4 и Ми-8.

"Мне повезло, - рассказывает Николай, - я попал в эпоху бурного развития вертолетной авиации. Мы обучались на новейших моделях, а наши инструкторы были настоящими профессионалами, некоторые из которых участвовали в Великой Отечественной войне".

После окончания учебы в 1977 году молодого вертолетчика направили на Дальний Восток, где он прослужил непростые 10 лет. Особый след в памяти оставил, безусловно, Афганистан. В то время служба в горячих точках затронула судьбу многих молодых офицеров, не обошла она и Рачицкого.

"Мы работали в Афганистане на мощных вертолетах Ми-8. Основные задачи - это перевозка грузов, эвакуация раненых, поисково-спасательное обеспечение", - вспоминает вертолетчик.

Всю командировку Николай пролетал со своим штатным летчиком-штурманом Сергеем Корнауховым. За год экипаж совершил около 500 часов налета и столько же вылетов. Особенно запомнилась крупнейшая операция по захвату Панджшера.

"В Панджшерском ущелье я чуть не погиб, - спустя много лет уже с улыбкой вспоминает Николай. - Меня спасли теоретические знания. Мы заходили на посадку на верхушку горы высотой около 3000 метров. Вертолет начал снижаться с падением оборотов винта. Вот тут и "сработали" знания, вбиваемые в голову преподавателями и командирами. Я автоматически развернул вертолет на 180 градусов так, что он стал носом в сторону пропасти и заскользил вниз. Пару раз стукнувшись колесами о боковой склон горы, машина вылетела из ущелья. Обороты винта восстановились, и мы благополучно завершили операцию".

Интересно, что этот случай под названием "Панджшерская акробатика" вошел в книгу "Летчицкие рассказы", которую впоследствии написал заместитель командира эскадрильи Анатолий Сурцуков.

После Афганистана Николай Рачицкий участвовал в миротворческих миссиях по всему миру. В 2003 году произошло судьбоносное событие - Николай Рачицкий ушел с военной службы и спустя год устроился в Московский авиационный центр, где до сих пор работает на благо столицы.

Благодаря значительному вкладу Николая в учреждении сегодня существует целостная система организации летной деятельности и ее соответствия требованиям воздушного законодательства. Под руководством Рачицкого проходят сертификация и лицензирование основных видов деятельности авиацентра: выполнение воздушных перевозок, тушение пожаров и др. Любая задача не обходится без строго контроля Николая.

"Моя работа - это достижение баланса между требованиями законодательства и работами по спасению, ликвидации последствий происшествий и тушению пожаров, - поделился Николай. - Я стойко стою на страже порядка города Москвы, чтобы каждое действие, каждый вылет был согласован и не было противоречий".

Сам Рачицкий также многократно принимал непосредственное участие в ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций, руководил тушением пожаров с земли.

"Каждый из пожаров по-своему уникален, - вспоминает Николай Евгеньевич. - Сложности были везде. Особенно запомнился пожар, где мы впервые применили систему горизонтального, вертикального и бокового тушения, установленную на вертолете Ка-32А. Эта уникальная технология была разработана АО "Камов" совместно с Московским авиационным центром специально для борьбы с пожарами на любой высоте".

По словам заместителя директора по качеству, сегодня в Московском авиационном центре ведется работа по усовершенствованию системы пожаротушения и других авиационно-спасательных технологий для работы в плотной городской застройке.

Например, три года назад в учреждении появилось собственное учебное подразделение - Авиационный учебный центр. Главные сложности заключались в привлечении квалифицированных кадров, получении сертификации, соответствующей требованиям воздушного законодательства и законам об образовании в авиации.

"Было трудно все, потому что впервые, - рассказывает заместитель директора по качеству. - Перед нами стояла задача организовать собственную базу по подготовке и переучиванию специалистов в стенах учреждения без отрыва от производства, чтобы они не уезжали в другие города, как это было раньше".

На данный момент в Учебном центре реализуются уже 14 полноценных курсов, и еще два находятся в процессе разработки. Николай Рачицкий отмечает, что работа в центре ведется постоянно. Например, в ближайшей перспективе -внедрение еще шести новых учебных программ, освоение дистанционных образовательных технологий, а также повышение квалификации педагогического состава.

Николай Рачицкий - человек, стоящий у истоков образования Московского авиацентра, чей труд по сей день вносит неоценимый вклад в работу учреждения.

"Я всей душой благодарен Московскому авиацентру за 20 лет интересной жизни, любимой деятельности, приносящей пользу столице, - с улыбкой подытожил Николай. - Я счастлив, что могу ежедневно погружаться в этой с головой. Желаю, чтобы деятельность авиацентра только развивалась".
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка