Техинсайдер
10 января 2025, 08:52
Мустанг в авиашколе: новый российский учебный самолет УТС-800 вышел на большие испытания
УТС-800 может стать новой основной рабочей лошадкой российских авиашкол - учебно-тренировочной машиной для отработки как базовых навыков, так и высшего пилотажа. Тем более, что КБ предприятия УЗГА, создателя машины, разработало фактически учебно-тренировочный комплекс с наземным тренажером в дополнение к самолету.
Турбовинтовая летающая школа
Главная фишка самого самолета - российский турбовинтовой двигатель ВК-800ПС компании ОДК-Климов мощностью 806 л. с., работающий с 5-лопастным винтом. Планер у него тоже российский, полимерный.
Безопасный в управлении
Для надежности система управления выполнена механической. Аэродинамическая схема рассчитана на вероятность грубых ошибок пилотирования у новичков-пилотов, делая УТС устойчивым к сваливанию в штопор, безопасный вход и выход из него. У "восьмисотки" есть интересная особенность: на критических углах атаки она начинает трястись, предупреждая пилота, что он на волоске от штопора.
Большая кабина с выпуклым фонарем дает хороший обзор и оснащена кондиционером и катапультируемым креслом. Пилоты могут использовать противоперегрузочные костюмы для высшего пилотажа - конструкция позволяет перегрузки от +7g до -4g.
Основные характеристики УТС-800:
- максимальная скорость самолета - 460 км/ч,
- дальность полета - 1200 км,
- максимальная допустимая высота полета - 6000 м или 8000 м (по разным источникам).
"Восьмисотка" заменит европейские машины
Для обучения военных пилотов в России сейчас используют довольно пестрый зоопарк техники, от стареньких чехословацких реактивных Aero L-29 Delfín и L-39 Albatros до свежих российских Як-130 и австрийских Diamond DA40, выпускаемых на УЗГА по лицензии. С иностранной техникой сейчас по понятным причинам есть сложности, что повышает интерес к УТС со стороны государства.
Обогнал конкурента: УТС-800 против Як-152
Первый полет уральского самолета состоялся чуть более года назад, в октябре 2023-го. Первые испытания подтвердили, что УТС действительно хороший летун, прощающий пилотам многие ошибки. В конце декабря 2024 года Минобороны получило первые два экземпляра, сделанные по серийной технологии, для эксплуатационных испытаний.
По словам бывшего министра обороны Сергея Шойгу, авиационным вузам нужно не меньше 500 современных учебных самолетов и 200 вертолетов.
Поскольку параллельно с ним в Иркутске на ПАО "Яковлев" разрабатывали похожий самолет Як-152, военные изначально хотели сравнить две машины и выбрать лучшую. Главным отличием Як-152 был импортный поршневой мотор, а его разработка началась раньше. Однако из-за санкций Як в итоге остался вовсе без мотора: на тот момент было сделано всего 3 опытных экземпляра.
Слишком мощный?
У УТС-800 тоже есть проблемы с мотором, но другие. Год назад эксперты предупреждали, что его турбовинтовой двигатель слишком мощный, и это пугает неопытных пилотов: об этом говорило издание Mash News, ссылаясь на председателя Ассоциации малых авиапредприятий Сергея Детенышева. Эксперт считает, что учить на нем начинающих курсантов "все равно, как учить водить автомобиль на Bugatti Veyron или Dodge Viper".
Климовский двигатель еще и неоправданно дорог в производстве и обслуживании, считает он.
Но придержим суждения и посмотрим, что скажет будущий главный заказчик в лице МО РФ, после того, как опробует самолет в деле.
Авторские права на данный материал принадлежат «Техинсайдер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 10, 2025
Аэрофлот проведет в Москве юбилейный шахматный турнир "Аэрофлот Опен"
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Январь 10, 2025
В Томской области пассажиров будут перевозить вертолетом