О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На аэродроме - день полетов

Морские летчики и технический состав авиации Северного флота образцово выполняют поставленные перед ними задачи

Проведение летной смены - дело ответственное и требующее немалых усилий специалистов разного профиля. Чтобы смена прошла, как говорится, без сучка и задоринки, направлены старания всего коллектива авиаторов. Все без исключения летчики, инженерно-технический состав, военнослужащие подразделений, взаимодействующих с авиационным полком, трудятся с полной отдачей сил, дабы качественно обеспечить полеты и провести их без замечаний.

В тот день летная смена отдельного корабельного истребительного авиаполка под командованием полковника Владимира Кокурина была запланирована на вторую половину дня. Расчет на то, чтобы значительная ее часть пришлась на ночное время.
Работа же специалистов инженерно-авиационной службы на аэродроме началась еще до обеда, задолго до того, как поднялся в небо самолет - разведчик погоды. Также заблаговременно к своим обязанностям приступили и военнослужащие авиационно-технической базы, отвечающие за состояние взлетно-посадочной полосы, подачу топлива, газов, электропитания для летательных аппаратов.

На технической стоянке, где располагаются воздушные суда, работа идет полным ходом. В назначенный час, разрывая тишину над аэродромом ревом реактивного двигателя, в небо поднимается МиГ-29КУБ. Учебно-боевой истребитель отправляется на разведку погоды. По существующим правилам подобный полет выполняется только на самолете-спарке. При этом экипаж должны возглавлять опытные пилоты, чей статус соответствует заместителю командира эскадрильи и выше. Сегодня в кабине крылатой машины находятся старший штурман полка подполковник Алексей Солдатов и командир звена старший лейтенант Виталий Зиновьев. Задача летчиков не только определить фактическое состояние метеообстановки на текущий период времени, но и проверить работу средств связи и радиотехнического обеспечения, запросить запасные аэродромы о готовности принять у себя палубные истребители в случае экстренной необходимости.

Через некоторое время после того как спарка коснулась шасси бетонной полосы, командир полка начинает отдавать предполетные указания. Это тоже обязательное мероприятие, которое предшествует полетам. Именно в ходе него уточняются все моменты предстоящей работы в небе, звучат доклады о готовности к проведению летной смены.

Первым доводит до присутствующих информацию подполковник Алексей Солдатов, которому в этот раз пришлось выступать сразу в нескольких ипостасях. Сначала он, как разведчик погоды, оценил фактическую метеообстановку в районе аэродрома и в зоне пилотирования. Немного погодя, уже как старший штурман полка, рассказывал пилотам об особенностях полетов над разными районами. Также подполковнику Солдатову в этот раз выпало быть еще и руководителем полетов. Поэтому он же уведомил летчиков о необходимости соблюдать определенные условия при выполнении заданий в воздухе.
Предполетные указания занимают не очень много времени, но объем сведений и информации, которые обсуждаются, довольно обширный. В первую очередь обговариваются все нюансы начинающейся летной смены. Например, речь шла о готовности взлетно-посадочной полосы, состоянии авиационной техники и ее готовности к полетам, работе средств связи и радиотехнического обеспечения, запасных аэродромах. Также в центре внимания были погода в зоне пилотирования и над аэродромом, сила ветра и его направление, облачность и ожидаемый прогноз метеорологических условий на всю летную смену. Речь шла о состоянии здоровья пилотов - накануне полетов они обязательно должны пройти медицинский осмотр.

Командир полка, подытожив все доклады, делает окончательное заключение - указывает курсы взлета и захода на посадку, порядок выруливания, на что нужно в первую очередь обращать внимание во время выполнения полетов, особенно групповых, напоминает о мерах безопасности.

- Сегодня у нас командирские полеты по методике обучения пар. Работаем по наземным целям в разных условиях, - рассказывает полковник Владимир Кокурин. - Участвуют летчики от командира звена и выше. Затем им предстоит заниматься этой темой с подчиненными.

Летная смена начинается точно в соответствии с плановой таблицей, утвержденной командиром полка. Первым поднимается в воздух истребитель, за штурвалом которого заместитель командира полка подполковник Сергей Лучников. Следом за ним отрывается от бетонной полосы спарка МиГ-29КУБ. В первой кабине находится штурман эскадрильи - старший летчик майор Алексей Апраксин. В задней - командир полка полковник Владимир Кокурин.

Ведущий пары - подполковник Сергей Лучников. Майор Алексей Апраксин восстанавливает навыки пилотирования после перерыва. Поэтому вместе с ним в качестве инструктора взлетел командир полка, чтобы проверить и подтвердить его готовность выполнять полетные задания. В этот раз перед летчиками стояла непростая задача - провести маневренный воздушный бой на малых высотах. Противодействовал им командир звена майор Андрей Сафонов, который поднялся в небо сразу после первой пары. Ему нужно было не только изображать цель и уклоняться от ударов, искусно маневрируя, но и самому выходить в атаку.

Вскоре над аэродромом разгорается учебный воздушный бой. Самолеты крутят в небе своеобразную карусель. То на малых высотах с ревом проносятся над землей, то на виражах устремляются ввысь, скрываясь в облаках.

Схватка в воздухе скоротечна. Вот уже крылатые машины одна за одной заходят на посадку и, коснувшись полосы аэродрома, начинают заруливать на стоянку. Как только открылся фонарь кабины, полковник Владимир Кокурин спускается на землю и спешит к другой спарке, в которой его уже ждет старший лейтенант Александр Пешков. Он летит с командиром полка на восстановление навыков пилотирования, чтобы впоследствии самостоятельно работать в небе.

Тем временем подполковник Сергей Лучников и майор Андрей Сафонов, еще разгоряченные недавним воздушным боем, живо обсуждают его моменты, комментируют свои маневры в небе. Командир звена прислушивается к мнению старшего товарища, его советам.

Предполетные указания занимают не очень много времени, но объем сведений и информации, которые обсуждаются, довольно обширный. В первую очередь обговариваются все нюансы начинающейся летной смены.

- Полет прошел нормально, замечаний нет, техника работала без сбоев, - уточняет Сергей Витальевич. - Только ветер наверху немного сильнее, чем на земле, вносил некоторые коррективы в процесс пилотирования.

Пока одни самолеты с оглушительным ревом покидают взлетно-посадочную полосу, инженерно-технический состав готовит другие воздушные суда к полетам. Работы ведутся на двух летательных аппаратах. На одном из них под руководством инженера авиационного комплекса лейтенанта Михаила Булгакова трудятся специалисты по обслуживанию авиационной техники.

Как только представители группы авиационного оборудования закончили проверку систем и аппаратуры, за дело принялись их коллеги, которые занимаются наладкой устройств связи, - капитан Игорь Тимонин и старший лейтенант Александр Чубистов. Вместе с ними выполняют поставленную задачу и оружейники. Начальник группы капитан Сергей Карасев и механик по вооружению ефрейтор Александр Кошельков уверенно справляются со своими обязанностями.

- Предполетная подготовка - дело ответственное, - поясняет заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе майор Игорь Курдюков. - Наша задача - провести все необходимые работы и доложить, что самолет к полету готов. Чтобы воплотить ее в жизнь, задействованы все специалисты инженерно-технического состава. Немалую роль играют инженеры авиационных комплексов. Например, лейтенант Михаил Булгаков всего год служит в нашем коллективе, старательно перенимает опыт старших товарищей и учится всем премудростям обслуживания авиационной техники. Поэтому свои обязанности выполняет качественно, нареканий на его работу нет.

Всем процессом подготовки воздушных судов к полетам руководит заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе подполковник Денис Гладких. Он внимательно следит за ходом работ и графиком их проведения, дает необходимые указания подчиненным.
После короткого затишья аэро­дром вновь наполняется гулом авиационных двигателей. На этот раз в небо поднимаются заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Андрей Пестов и майор Алексей Апраксин. Подтвердив навыки пилотирования в полете с инструктором, он теперь самостоятельно будет выполнять в паре поставленную задачу.

Пока подполковник Пестов взлетал, майор Апраксин выруливал на стартовую позицию. Затем он поднялся в воздух и пристроился к ведущему. Парой они направились в заданный район, чтобы выполнить сложный пилотаж, боевое маневрирование и воздушный бой с маневренной целью на средних высотах. Роль противника досталась начальнику службы безопасности полетов майору Ивану Касьянову. Также Алексей Апраксин восстанавливал навыки сложного пилотажа в сумерках, получал допуск на выполнение бомбометания с горизонтального полета ночью.

Следующий учебный вылет состоялся уже в ночное время. В ходе него оттачивали свое мастерство подполковник Сергей Лучников и майор Андрей Сафонов. Они противостояли друг другу, ведя воздушный бой на малых высотах, и отрабатывали ракетную атаку на дальних дистанциях. Также они выполнили перехваты один другого на встречных и попутных курсах, под разными углами.

Другие пилоты полка тоже выполняли поставленные перед ними задачи, оттачивали свою выучку в небе. В эту летную смену с инструктором подполковником Андреем Пестовым впервые вылетел лейтенант Артем Говорков, чтобы получить допуск к ночным полетам. Пока по простой программе - отработка простой техники пилотирования на больших и средних высотах.

Полеты закончились далеко за полночь, но жизнь на аэродроме не затихла. Специалисты инженерно-авиационной службы продолжали заниматься своим делом. Они полным ходом проводили послеполетную подготовку.
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка