О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Надежность и работоспособность": как в России создаются двигатели для новых региональных самолетов

В России возобновлена программа полетов Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ-01

Российские специалисты улучшили характеристики нового двигателя ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета Ил-114-300. По словам генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Вадима Бадехи, компания готова приступить к серийным поставкам силового агрегата. Также ОДК создает модификацию двигателя ТВ7-117СТ-02 для перспективного самолета ТВРС-44 "Ладога". По словам экспертов, такая авиатехника будет крайне востребована для эксплуатации в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке.

Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в "Ростех") Вадим Бадеха сообщил, что российский авиационный двигатель ТВ7-117СТ-01 получил улучшенные характеристики.

"Двигатель ТВ7-117СТ-01 - мощный, надежный и простой в обслуживании. Конструкторы ОДК проделали большую работу по улучшению эксплуатационных характеристик силовых установок семейства ТВ7-117. ОДК наращивает производственные мощности, и мы готовы приступить к серийным поставкам ТВ7-117СТ-01, чтобы обеспечить потребность авиаотрасли в отечественных двигателях", - цитирует Бадеху пресс-служба госкорпорации.

По данным "Ростеха", ТВ7-117СТ-01 по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги. Усовершенствованный двигатель обладает повышенной мощностью на взлетном режиме и имеет новый воздушный винт АВ112-114, способный создавать тягу 4 т.

"Устойчивость и управляемость"

ТВ7-117СТ-01 был разработан специалистами "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург) для регионального пассажирского самолета Ил-114-300. 31 марта ОДК и "Ростех" сообщили о возобновлении летных испытаний этого воздушного судна.

"Объединенная авиастроительная корпорация возобновила программу летных испытаний Ил-114-300, в рамках которой второй опытный самолет совершил первый полет с аэродрома филиала ПАО "ОАК" - ЛАЗ им. П.А. Воронина", - говорится на сайте ОДК.

Полет Ил-114-300 продолжался 40 минут и проходил на высотах до 900 м и на скоростях до 230 км/ч. Самолет пилотировал экипаж в составе командира воздушного судна, шеф-пилота, бортинженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева, заслуженных летчиков-испытателей РФ Сергея Сухаря и Игоря Зинова.

"В ходе испытаний выполнялась проверка устойчивости и управляемости воздушного судна, а также стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями госкорпорации "Ростех". Командир экипажа сообщил, что полет прошел штатно, системы и оборудование работали исправно, программа полета выполнена полностью", - отметили в ОДК.

Управляющий директор ПАО "Ил" Даниил Бренерман назвал возобновление программы летных испытаний важным этапом на пути создания Ил-114-300.

"Мы подключаем к полетам вторую опытную машину… Нам всем предстоит напряженная работа. Самолет создается для эксплуатации в том числе в сложных климатических условиях. Мы должны будем подтвердить надежность и работоспособность всех систем в том числе в суровом климате", - сказал Бренерман.

Как сообщил, в свою очередь, глава Росавиации Дмитрий Ядров, Россия нуждается в собственных региональных самолетах. Их появление позволит нарастить интенсивность авиасообщения в России в полтора раза к 2030 году.

Максимальная вместимость Ил-114-300 составляет 68 мест. На авиалиниях он заменит советский Ан-24. Новый самолет способен работать автономно с относительно небольших аэродромов, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия.

Как считают в госкорпорации, Ил-114-300 станет "незаменимым крылатым автобусом для удаленных районов Севера, Дальнего Востока и Сибири". Также машина будет приспособлена под полеты в арктических районах.

"На новом региональном Ил-114-300 улучшены летно-технические характеристики, увеличено применение композиционных материалов, установлен новый цифровой пилотажно-навигационный комплекс. На самолете усовершенствованы практически все основные системы, особое внимание было уделено повышению эргономики кабины экипажа", - говорится в материалах "Ростеха".

Дальность полета Ил-114-300 при полной нагрузке составит 1,4 тыс. км, максимальная взлетная масса - 23,5 т, крейсерская скорость - до 500 км/ч.

Помимо ТВ7-117СТ-01, самолет получил новую вспомогательную силовую установку ТА 14-114, "которая обеспечит автономность самолета при обслуживании и подготовке к полету на малооборудованных аэродромах".

Как подчеркнул в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, ТВ7-117СТ-01 - один их важнейших элементов Ил-114-300. Эксперт отметил, что после доработок двигатель получил повышенную мощность на взлетном режиме.

"Из открытой информации следует, что ТВ7-117СТ-01 имеет более высокую мощность на взлетном режиме - 3,1 тыс. л. с. Также он оснащается цифровой системой управления типа FADEC и имеет, как заявляется, лучшую в своем классе топливную эффективность. От этого двигателя зависит очень многое. Потому что нашей стране уже в ближайшей перспективе потребуется по меньшей мере несколько десятков Ил-114-300", - пояснил Гусаров.

"Технологический вызов"

Как считают эксперты, большое значение для развития отечественного авиапрома имеет программа создания модификации ТВ7-117СТ-01. Этот силовой агрегат необходим перспективному турбовинтовому пассажирскому региональному самолету ТВРС-44 "Ладога" на 44 места. Машину разрабатывает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) по заказу Минпромторга России.

По информации "Ростеха", мощность ТВ7-117СТ-02 на взлетном режиме составит 2,4 тыс. л. с. с автоматическим увеличением до 2,6 тыс. л. с. Двигатель будет оснащен новым электрогенератором переменного тока с более высокой частотой вращения, электрическим запуском вместо воздушного и обновленным блоком автоматического регулирования и контроля (БАРК).

"В отличие от базового двигателя, силовая установка для "Ладоги" получит замкнутую масляную систему с установкой маслорадиатора непосредственно на двигателе, что позволит не сливать масло при замене двигателя. Кроме того, вырастет емкость маслобака под обеспечение времени непрерывной работы двигателя - 16 часов вместо 12", - сообщается на сайте "Ростеха".

В общей сложности для проведения летных испытаний "Ладоги" промышленности должны быть переданы семь единиц ТВ7-117СТ-02. Как заявил Роман Гусаров, новый силовой агрегат ожидает достаточно продолжительный цикл испытаний. Однако вложения в проект силового агрегата для ТВРС-44 полностью оправданны.

Прототипом "Ладоги" считается чехословацкий самолет L-610. В базовой версии воздушное судно будет рассчитано на перевозку 44 человек или до 5 т грузов. По данным "Ростеха", практическая дальность полета ТВРС-44 с пассажирами составит 2,2 тыс. км, с грузом - 1,2 тыс. км, максимальная взлетная масса - 17,5 т, крейсерская скорость - 460-480 км/ч.

По данным "Ростеха", "Ладога" необходима для замены парка советских самолетов Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40 и западных машин Dash 8-200, Dash 8Q-300, ATR-42.

Как заявили в прошлом году RT в пресс-службе УЗГА, ТВРС-44 станет неприхотливым и сможет применяться на всей территории РФ, в том числе на асфальтовых и бетонных аэродромах, а также на грунтовых и снежных полосах.

ТВРС-44 получит цельнометаллическую сборно-клепаную конструкцию планера. Композиционные материалы будут использоваться для изготовления закрылков, носового обтекателя, законцовок фюзеляжа и некоторых других элементов.

Как рассказал ранее в интервью отраслевому агентству "Авиапорт" главный конструктор проекта Сергей Меренков, ТВРС-44 будет фактически новым воздушным судном.

"На деле получилось 100%-ное перепроектирование прототипа (L-610. - RT), то есть создание нового самолета. Комплектация, материалы и крепеж - новые на сто процентов и полностью отечественные. Новым является фюзеляж, включая всю теорию, поперечное сечение, носовую и хвостовую части, обводы фонаря кабины экипажа, всю конструктивно-силовую схему, всю компоновку и навеску крыла и оперения", - рассказал Меренков.

По мнению Романа Гусарова, "Ладога" с ТВ7-117СТ-02 крайне необходима российским регионам, особенно Арктике, Сибири, Дальнему Востоку, где часто отсутствует сухопутная связь между населенными пунктами.

"Я думаю, что все в России прекрасно понимают, что без авиации наша гигантская страна не сможет обеспечить нормальную связь между многими регионами и населенными пунктами. К тому же от Запада импорта ожидать не приходится. Поэтому в проекты самолетов и двигателей для них вкладываются серьезные ресурсы. Это сложная работа. Не все идет гладко, но я уверен, что она будет доведена до масштабного серийного производства необходимой авиатехники", - подчеркнул Гусаров.

Аналогичной точки зрения придерживается руководитель проекта "Авиатор.ру" Сергей Мартиросян. В беседе с RT он предположил, что цикл испытаний региональных самолетов и двигателей к ним будет завершен в ближайшие два-три года.

"Ил-114-300 и "Ладога" должны пройти все необходимые сертификации с отечественными двигателями. После этого будет развернуто их серийное производство. Для России это большой технологический вызов, но компетенции нашей авиастроительной и двигателестроительной школы позволяют создавать технику, хорошо адаптированную под сложные природно-климатические условия", - резюмировал Мартиросян.
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка