Национальный аэропорт Минск
3 декабря 2024, 14:47
Национальный аэропорт Минск - территория без барьеров
Национальный аэропорт Минск стал первым крупным объектом транспортной инфраструктуры Беларуси, который на практике реализовал идею создания безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Такие пассажиры здесь не редкость. Только за 10 месяцев текущего года предприятие обслужило 5562 маломобильных человека.
Одну из наиболее распространенных категорий пассажиров-инвалидов составляют лица с нарушением зрения. Принято считать, что создание доступной среды для незрячих и слабовидящих - чрезвычайно сложная задача. Авиаторы решали ее вместе с общественным объединением "Белорусское товарищество инвалидов по зрению". Чтобы составить собственное представление о наибольшем комфорте для них, представители объединения посещали другие воздушные порты, где изучали полезный опыт и принятые в разных странах мира стандарты.
Создание безбарьерной среды для пассажиров с нарушением зрения началось с совместного обследования здания аэровокзала и прилегающей территории на предмет определения важных точек, которые нужно было привести в соответствие с понятием доступности.
Незрячие люди прежде всего ориентируются на звук. Поэтому первым из необходимых элементов стала звуковая или речевая навигация. В аэропорту в качестве такой системы использовали общую разработку Белорусского товарищества инвалидов по зрению и представителей IТ-отрасли. То есть незрячие помогали создавать программный продукт под себя и с учетом своих потребностей. Называется он "Крокi на гукi" (Шаги на звуки). Работает совместно с бесплатным мобильным приложением BuzzPoint, которое находит звуковые маяки в ближайшем окружении. После активации они начинают издавать сигналы. По ним пассажир с нарушением зрения может ориентироваться и самостоятельно передвигаться в нужную ему точку.
Второй элемент комфортной среды для инвалидов по зрению - тактильные схемы и таблички со шрифтом Брайля. Для их установки важен принцип единообразия, поэтому размещались они в соответствии с белорусскими строительными нормами, то есть на расстоянии полутора метра от пола и 10 см - от двери. Это помогает слабовидящему или незрячему человеку без труда обнаруживать элемент и знакомиться с его содержанием.
Третий момент - тактильные напольные предупреждающие и направляющие элементы-квадраты со стороной 500 мм. Они эргономичны, не занимают много места, не создают дискомфорта для других пассажиров, но хорошо служат слабовидящим, подсказывая, что путь впереди безопасен и на нем нет никаких препятствий.
В ОО "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" отмечают, что специалисты РУП "Национальный аэропорт Минск" очень серьезно подошли к проблематике и провели действительно большую работу для реального улучшения качества обслуживания незрячих и слабовидящих пассажиров.
Сотрудничает столичная воздушная гавань и с ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников". Начало взаимодействию было положено еще в 2011-м. Тогда общественное объединение на основе изучения иностранного опыта представило свои предложения по организации обслуживания людей с ограниченными возможностями и созданию для них безбарьерной среды. Спустя год генеральный директор предприятия утвердил стандарт качества обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Представители ассоциации начали проводить тренинги для сотрудников аэропорта, которые работают с инвалидами, обучать различным нюансам коммуникации с такой категорией граждан.
По мере модернизации аэровокзальный комплекс оснащался лифтами, санузлами, парковочными местами для людей с ограниченными возможностями. В 2014-м здесь появился амбулифт - специальное оборудование для посадки на борт самолета и высадки с него маломобильных пассажиров.
Очередной этап этой большой и многогранной работы был реализован в мае 2018-го, когда в службе сервиса авиакомпаний появилась должность агента по обслуживанию маломобильных пассажиров. В марте следующего года Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников организовала обучение персонала основам безопасного перемещения и сопровождения людей с инвалидностью с выдачей соответствующих сертификатов.
Агент сопровождает подопечного буквально с момента появления того на территории воздушного порта: помогает при прохождении предполетных процедур (регистрации, досмотре, пограничном и таможенном контроле), предоставляет технические спецсредства для передвижения (кресла-коляски, кресла-каталки), следует с ним к точкам оказания услуг в зоне вылета, а в случае необходимости обеспечивает доставку и посадку на борт воздушного судна.
Прилетающих пассажиров с ограниченными возможностями соответственно встречают и помогают с высадкой из самолета. Агент сопровождает их при получении багажа, к парковочному месту на автомобильной стоянке или к автобусной остановке, стоянке такси.
Для удобства маломобильных людей их посадка в самолет осуществляется до того, как на борт поднимутся остальные пассажиры, а высадка, наоборот, в последнюю очередь. Необходимо также отметить, что граждане из числа инвалидов имеют право проходить предполетные и послеполетные процедуры вне очереди.
- Многие воспринимают аэропорт как ворота страны. Поэтому очень важно, чтобы такие люди были окружены здесь вниманием, - уверен председатель центрального совета ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников" Евгений Шевко. - Сравнивая с другими воздушными портами, могу сказать, что наш национальный в части оказания услуг инвалидам-колясочникам находится на должном уровне. Отправляясь в дорогу, маломобильные граждане могут быть уверены, что здесь они не встретят непредвиденных препятствий.
Безбарьерная среда - это не только доступность к объектам бытового, культурного, спортивного назначения, установка пандусов и поручней, низкопольный транспорт и тактильная плитка, но и каждодневная забота о тех, кто нуждается в нашем внимании. Давайте 3 декабря, в День инвалидов Республики Беларусь, присоединимся ко всем неравнодушным, кто поддерживает людей с ограниченными возможностями.
Авторские права на данный материал принадлежат «Национальный аэропорт Минск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали