О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Научные проекты ПИАШ решают самые актуальные задачи индустриальных партнеров

Совет Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королева подвел предварительные итоги ее работы в 2023 году

Практические результаты 2023 года, оригинальные решения, в научной и образовательной сферах, расширение круга индустриальных партнеров – все это стало темой для обсуждения на заседании совета Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), которое прошло 23 января в онлайн-формате.

Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, поблагодарил за сотрудничество и поддержку индустриальных партнеров, в том числе тех, кто непосредственно поддерживает проект Передовой инженерной аэрокосмической школы – АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в "Роскосмос"), Объединенную двигателестроительную корпорацию (входит в "Ростех"), ее самарское предприятие ПАО "ОДК – Кузнецов" и АО "Авиакор – авиационный завод". Также ректор напомнил членам совета о расширении пула индустриальных партнеров ПИАШ.

"У нашей Передовой инженерной аэрокосмической школы появился новый индустриальный партнер, который занимается беспилотными авиационными системами и создает в Тольятти производство беспилотников гражданского назначения. Это компания "Транспорт будущего", – сообщил Владимир Богатырев.

Иван Ткаченко, директор ПИАШ, детально ознакомил членов совета с тем, какие практические результаты были получены школой в минувшем году в научной и образовательной сферах.

Научно-исследовательские работы велись в рамках шести тематик, согласованных с индустриальными партнерами, общий объем их финансирования – без малого 100 млн рублей. Научные проекты были объединены в четыре группы: стратегические, прикладные, инициативные и молодежные.

"Шесть стратегических научных проектов были направлены на реализацию и воплощение разработанной нами концепции цифрового завода, 16 прикладных научных проектов решали конкретные задачи в интересах наших индустриальных партнеров. Кроме того, мы сформировали трек из шести инициативных научных проектов, в которых были предложены темы, направленные на перспективное развитие ПИАШ", – пояснил Иван Ткаченко.

Шесть молодежных проектов, помимо решения конкретных научных задач, стали стартовой площадкой для новых научных групп.

"Эти проекты позволили нам выделить и поддержать активную молодежь. И среди этих исследователей уже состоялись защиты кандидатских диссертаций, что тоже является одной из целей формирования и развития Передовой инженерной аэрокосмической школы", – отметил Иван Ткаченко.

В 2023 году значительные ресурсы были сосредоточены на создании научно-производственной и образовательной инфраструктуры ПИАШ.

Сформированы шесть научно-производственных подразделений, реализующих оригинальную концепцию цифрового завода, разработанную в ПИАШ. Среди них особое место занимают два опытных производства – киберфизические фабрики малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ) и малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД), а также инжиниринговое подразделение – цифровая фабрика систем региональной авиации и беспилотных летательных аппаратов.

Как подчеркнул Иван Ткаченко, несмотря на то, что формирование научно-производственной инфраструктуры ПИАШ еще не завершено, учеными уже получены практические результаты, имеющие большое значение для индустриальных партнеров. В частности, сформирован прототип серийного автоматизирования производства кубсатов размерности 12U для дистанционного зондирования Земли. Еще один из важнейших результатов – формирование интеллектуальной производственной ячейки (ИПЯ), которая призвана реализовать принципы цифрового завода в двигателестроении.

В минувшем году в научно-образовательной инфраструктуре ПИАШ появилось 8 интерактивных комплексов опережающей подготовки инженерных кадров. В процесс обучения встроены новые программы высшего и дополнительного профессионального образования.

"Мы запустили 9 новых программ высшего образования, которые были разработаны совместно с индустриальными партнерами. Из них 3 программы предназначены для бакалавриата, 6 – для магистратуры. Они нацелены на получение студентами исследовательских компетенций и компетенций проектных специалистов", – сообщил Иван Ткаченко.

Особое место в подготовке студентов ПИАШ занимают профессиональные стажировки на предприятиях аэрокосмической отрасли и участие в реальных научных исследованиях. В 2023 году 14 магистрантов прошли такие стажировки на ведущих предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации и Объединенной авиастроительной корпорации. Под руководством наставников 24 магистранта приняли участие в научно-исследовательских и опытных конструкторско-технологических работах по 6 научным темам.

Всего в Передовой инженерной аэрокосмической школе сейчас обучаются 250 студентов, причем первый выпуск инженеров новой формации состоится уже в этом, 2024 году. В ПИАШ продумали, как на самом современном уровне организовать трудоустройство своих выпускников. По информации Ивана Ткаченко, в феврале в их личных кабинетах на электронных ресурсах Самарского университета им. Королева появятся новые возможности. Выпускники ПИАШ сформируют резюме, которые увидят их потенциальные работодатели. Студенты получат доступ к перечню вакансий, а кадровые службы университета смогут формировать и отслеживать их карьерную траекторию, а также соотносить востребованность имеющихся вакансий и специализаций молодых инженеров.

Но ПИАШ – это не только студенты. Здесь разработаны и запущены 5 программ дополнительного профессионального образования. По программе ДПО "Организация и управление технологическими цепочками поставок" объемом в 252 академических часа прошли обучение 10 инженеров. По 4 программам повышения квалификации обучились 98 специалистов предприятий – АО "РКЦ "Прогресс", ПАО "ОДК – Кузнецов", АО "Уральский завод гражданской авиации" и ряда других, а также таких вузов, как Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Тольяттинский госуниверситет.

"Для Передовой инженерной аэрокосмической школы принципиальный вопрос не только кого, чему и как учить, но и кто учит. В 2023 году 10 наших сотрудников прошли профессиональную переподготовку по программе "Управление проектами в условиях цифровизации производств", разработанную фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". А всего в минувшем году повысили квалификацию 160 сотрудников ПИАШ", – проинформировал Иван Ткаченко.

Также директор ПИАШ сообщил, что в 2023 году школа выполнила все контрольные показатели, установленные Минобрнауки России, а часть из них перекрыта с большим запасом. В 2024 году будет продолжена отработка технологий цифрового завода, планируется дооснащение существующих производственных и образовательных пространств, создание 3 лабораторий, а также запуск 2 программ высшего образования и ряда программ ДПО по заказам индустриальных партнеров.

Открывая дискуссию по докладу, академик РАН Виктор Сойфер, президент Самарского университета им. Королева, подчеркнул, что тесная связь с предприятиями – одна из давних традиций университета, которую сейчас развивает Передовая инженерная аэрокосмическая школа.

"Для нас очень важно, насколько удовлетворяют индустриальных партнеров наши наработки, насколько они совместимы с реальными условиями предприятий. Реальное внедрение, решение конкретных технических задач, стоящих перед производством, – вот наша главная цель. И если, например, мы понимаем, что интеллектуальная производственная ячейка, разрабатываемая в ПИАШ по теме малоразмерных газотурбинных двигателей, завтра становится "кирпичиком" для формирования новых цехов в ОДК – это огромное достижение", – говорит президент Самарского университета им. Королева.

Виктор Сойфер также отметил одно из ключевых преимуществ подхода ПИАШ к образованию – мультидисциплинарность. Каждый из студентов получает глубокие знания и навыки в своей основной специальности, но при этом нарабатывает компетенции в смежных специальностях и приобретает опыт работы в мультидисциплинарной команде.

В ходе обсуждения индустриальные партнеры, при непосредственном участии которых формировались как научно-исследовательские, так и образовательные программы ПИАШ, высоко оценили уровень разработок, ведущихся в их интересах.

Например, Евгений Космодемьянский, начальник научно-технического центра – генеральный конструктор по космическим системам и комплексам компании "СТЦ" (г. Санкт-Петербург), увязал научные проекты ПИАШ с программными заявлениями руководства "Роскосмоса". Он отметил, что сегодня России необходимо быстро наращивать свою орбитальную группировку, причем не точечно, не единичными аппаратами, а десятками и сотнями аппаратов. Для этого нужны новые подходы, разработать которые непосредственно на производстве очень сложно.

"Мы понимаем, что для получения необходимых результатов нужно использовать синергический эффект от объединения наших ресурсов с вузовской наукой, с ее научными школами. И такое единение у нас уже состоялось. Нам нужен выход на серию в сотни космических аппаратов, поэтому такое направление, как цифровые, киберфизические фабрики, для нас очень актуально. И в этой части мы очень надеемся на результаты ПИАШ Самарского университета им. Королева. Мы их видим, чувствуем, и будем использовать", – подчеркнул Евгений Космодемьянский.

Его оценку деятельности ПИАШ поддержала Марина Кустова, директор по развитию ПАО "ОДК-Кузнецов".

"Сегодня нам, промышленным предприятиям, необходимо очень быстро и точно реагировать на любые изменения спроса. В том числе когда спрос на конечную продукцию и ее компоненты повышается кратно. В ПАО "ОДК – Кузнецов" есть понимание того, что цифровизация отдельных цехов и участков не обеспечит решения этой непростой задачи, только применение стека цифровых технологий ко всей производственной цепочке справится с ней. И мы хотели бы, чтобы Самарский университет им. Королева, сформировав решения в условиях созданных полигонов – опытно-экспериментальных цифровых и киберфизических фабрик и лабораторий, был флагманом, определившим фарватер, по которому потом пройдут индустриальные партнеры и, в частности, наше предприятие. Именно в стенах университета могут быть отработаны интегрированные технологии, которые позволят получить конечный результат – необходимое увеличение объемов производства", – подчеркнула Марина Кустова

Отчет Самарского университета им. Королева перед Минобрнауки России по итогам реализации федерального проекта "Передовые инженерные школы" в 2023 году запланирован на февраль.

Справочно:

В процессе формирования инфраструктуры ПИАШ:
1) завершается создание 3 ключевых научно-производственных подразделений, реализующих концепцию цифрового завода:
  • киберфизической фабрики малых космических аппаратов;
  • киберфизической фабрики малоразмерных газотурбинных двигателей;
  • цифровой фабрики систем региональной авиации и беспилотных летательных аппаратов.
2) созданы 3 лаборатории, реализующих концепцию цифрового завода:
  • лаборатория промышленного интернета вещей;
  • учебно-исследовательская лаборатория проектирования и производственных испытаний полезной нагрузки малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ);
  • лаборатория интеллектуальных систем управления предприятием.
3) создано 8 интерактивных комплексов опережающей подготовки инженерных кадров:
  • Цифровые аддитивные технологии;
  • Робототехника и мехатроника;
  • Цифровой инжиниринг технологических процессов;
  • Иммерсивные технологии в двигателестроении";
  • Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем;
  • Организация и оптимизация производственных процессов;
  • Компьютерный инжиниринг и цифровые технологии;
  • VR-технологии.
В 2024 году планируется:
1) сформировать 3 лаборатории:
  • лабораторию промышленной робототехники;
  • лабораторию электроники и кибернетики;
  • лабораторию оптической связи в свободном пространстве.
2) разработать и запустить образовательные программы:
  • Перспективные технологии производства изделий аэрокосмической техники (бакалавриат);
  • Aerospace Engineering and Technology (магистратура).
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка