О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новые российские агродроны представили на Кубани

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ в рамках проекта "Бизнес по-нашему" рассказывает о российских компаниях, реализующих стратегию импортозамещения

Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров, рассказывающих о новых проектах и решениях на пути к достижению Россией экономического и технологического суверенитета.

Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив "Сильные идеи для нового времени" отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях - в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Российский Холдинг Т1 запустил серийное производство собственной линейки дронов для сельского хозяйства, это беспилотная авиационная система (БАС) для внесения средств защиты растений "Рубин А50", а также мониторинговый дрон-помощник агронома "Рубин К5", которые были представлены на выставке "Золотая нива" в Краснодарском крае. Использование агродронов позволяет увеличить эффективность сельскохозяйственных процессов и снизить издержки аграриев.

"Развитие агропромышленного комплекса - одна из стратегических целей нашей страны. Беспилотные воздушные судна уже вошли в сельское хозяйство и отлично зарекомендовали себя. Электроника воздушного судна позволяет легко справляться со сложностями рельефа и обходить препятствия. Дроны по праву в скором времени станут неразлучным спутником агронома", - отметил директор Центра компетенций аэрокосмических технологий Холдинга Т1 Константин Шадрин.

Приоткрыть небо

Правительство РФ утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030-2035 годов. В течение ближайших шести лет в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Планируется, что производство БПЛА достигнет 18 тыс. судов в год, а к 2030 году - 32 тыс. БПЛА ежегодно. Сегодня в большинстве российских регионов действует запрет на полеты агродронов. В прошлом году правительство РФ утвердило параметры эксперимента, который упростит правовой режим в 12 регионах. В перечень вошли Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области, а также Алтайский и Ставропольский края. Весной этого года подведомственный Минсельхозу Россельхозцентр начал разработку программы внедрения агродронов, рассчитанную на 2024-2026 годы.

Пока, по оценкам экспертов, более 80% беспилотной техники для АПК в России представлены китайскими брендами. Однако уже сегодня разработки отечественных агродронов активно ведутся в разных регионах страны. В частности, по данным минпрома Кубани, в крае такими разработками занимаются пять производителей (в Армавире, Краснодаре и Новороссийске), которые выпускают 13 моделей.

Помимо, собственно агродронов, создаются комплексы на базе БАС. В частности, на выставке на Кубани компания Т1 представила комплекс "АГРО-БАС" на базе агродрона "Рубин А50" - он включает в себя два БВС, растворный узел, генератор, зарядку аккумуляторных батарей, RTK-станцию и метеостанцию.

Развитие цифровых технологий в АПК позволяет интегрировать российские агродроны в цифровые платформы. В частности, "Рубин А50" интегрируется в цифровую платформу "Пиктерра", также разработанную Т1. Платформа использует данные дистанционного зондирования земли из космоса и роботизированных комплексов, телеметрию с IoT-датчиков, метеорологические данные, может обрабатывать полученную информацию и формировать детальный отчет по состоянию сельскохозяйственных угодий. В настоящее время в интерфейсе системы можно планировать и отслеживать работу агродронов по внесению средств защиты растений.

Разработки отчественного ПО и цифровых платформ, как и развитие беспилотных технологий, сегодня становятся одной из ключевых задач по достижению технологического суверинитета страны. При этом, как заявил в ходе пленарной сессии ПМЭФ-2024 прездент РФ Владимир Путин, в ближайшее время Россию ждет "настоящая цифровая платформенная революция".

"В современных условиях производительность труда напрямую связана с цифровизацией, с использованием технологий искусственного интеллекта. К 2030 году нам предстоит сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти задачи будут решаться в рамках нового нацпроекта "Экономика данных", - сказал глава государства.

Безоблачные перспективы

Главным вызовом в развитии беспилотных авиационных систем является регулирование отрасли и баланс между стремительным развитием технологий и соблюдением безопасности, рассказал Константин Шадрин. По его словам, комплексного подхода в данном вопросе к сегодняшнему дню не выработали ни в одной стране, но первые правовые основания появляются именно у нас. "Россия - первая и единственная страна в мире, в которой функционируют такой механизм, как экспериментальные правовые режимы, в том числе для беспилотного транспорта. Это позволяет тестировать регуляторные, технологические и другие гипотезы для последующего успешного массового внедрения апробированных инноваций", - рассказал Шадрин.

По его словам, в настоящее время Россия инвестирует в развитие инфраструктуры для беспилотного транспорта, например, в создание "умных" дорог для беспилотных грузовых перевозок, а реализация нацпроекта "Развитие беспилотных авиационных систем" предусматривает интенсивное создание наземной инфраструктуры для БАС.

"Интенсивно развивается беспилотная авиация, постепенно будут появляться тяжелые логистические дроны, а сельскохозяйственные беспилотники будут становиться более интеллектуальными, в дальнейшей перспективе появятся БВС для пассажирских перевозок, интегрированные в городскую аэромобильность. Все это потребует создания цифровых интеллектуальных систем, основанных на применении технологий искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, чтобы обеспечить эффективное управление будущей транспортной эко-системой", - заключил он.

Зачем дроны аграриям

Шаги государства по поддержке направления подтверждают запрос на создание и использование российских БПЛА для сельского хозяйства. Перспективность применения агродронов подтверждают и сами аграрии.

Так, по словам заместителя генерального директора по научно-технической деятельности "Прогресс Агро" Йожефа Фекете, БПЛА не только упрощают и удешевляют полевые работы - их эксплуатация значительно уменьшает ущерб почвам. "Это проще, дешевле, не надо с трактором и большим опрыскивателем ехать в поле. У нас есть, и не только у нас. Во многих хозяйствах - уплотнение почв, потому что тяжелая техника постоянно "утаптывает" почву. Использование дронов это уменьшает. Дрон не соприкасается вообще с растением. Трактор проедет по пшенице, - по пропашной культуре - все равно есть ущерб", - рассказал Фекете в эфире РБК ТВ.

Представители рынка сходятся во мнении, что несмотря на существующие пока ограничения запрос на агродроны, в том числе российского производства, со временем будет только расти. Как сообщал "Интерфакс", уже на 2024-2026 годы Минсельхоз РФ планировал закупить 299 беспилотников на сумму 526 млн руб.

Росрыболовство планировало приобрести 153 единицы на 221,2 млн руб. Также насыщение агропромышленного комплекса России беспилотниками входит в программы "Росагролизинга".
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка