О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый аэропорт Иркутска оценили более чем в ₽200 млрд

Строительство нового аэропорта Иркутска, которое должно начаться в 2028 году, на текущий момент оценивается в более чем ₽200 млрд. Воздушная гавань может стать одной из самых дорогих в России, построенных за последние десятилетия

Правительство Иркутской области оценивает стоимость строительства нового аэропорта Иркутска в сумму более 200 млрд руб. в ценах 2024 года, говорится в ответе пресс-службы губернатора региона на запрос РБК.

Стоимость определена на основе предпроектных расчетов ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (головное проектное бюро Росавиации, специализирующееся на развитии наземной инфраструктуры), в нее включены дорожные сети и коммуникации, которые нужно будет построить с нуля. Аэропорт будет строиться в 2028 - 2030 годах в деревне Позднякова, к северу от Иркутска. Сегодня в городе работает старая воздушная гавань в городской черте.

По итогам 2023 года действующий аэропорт Иркутска обслужил 3,7 млн человек, по пассажиропотоку он занимает 13 место среди российских аэропортов, уступая Калининграду (4,3 млн человек), Уфе (4,8 млн пассажиров), Казани (5,2 млн человек) и опережая воздушные гавани Самары (3,5 млн пассажиров), Махачкалы (2,8 млн человек), Владивостока (2,5 млн человек).

Источник РБК в одном из региональных аэропортов считает аэропорт Иркутска "очень хорошим активом" с серьезным потенциалом роста пассажиропотока. "Во-первых, это аэропорт возле Байкала, куда в ближайшие годы гарантирован внутренний турпоток. Во-вторых, он может стать пересадочным узлом в крупные города Китая. Не каждый среднемагистральный самолет может долететь с полной загрузкой без промежуточной посадки до Шанхая и Гуанчжоу, например, из Новосибирска. А из Иркутска до этих городов добивают все среднемагистральные самолеты, которые есть в парках российских авиакомпаний", - объясняет он.

В сутки аэровокзал внутренних линий обслуживает 8,5 тыс. пассажиров, из которых половина - прилетающие в Иркутск, говорится в ответе пресс-службы губернатора. К осени власти региона построят рядом с действующим терминалом модульное здание, где разместят зону прилета пассажиров внутренних авиалиний, она будет обслуживать до 4 тыс. пассажиров в сутки. "Из основного здания аэровокзала уберут ленту выдачи багажа и зону прилета, на их территории разместят дополнительные стойки регистрации", - сообщили в регионе.

Затянувшаяся модернизация

Реконструкция иркутского авиаузла обсуждается с 2014 года. Изначально предпочтительным инвестором считался холдинг "Новапорт" Романа Троценко. В 2018 году губернатор региона Сергей Левченко (с 2021 года депутат Госдумы) заявлял о том, что в модернизации примет участие структура "Ростеха" - "Рампорт Аэро", которая управляет подмосковным аэропортом Жуковский. Глава госкорпорации Сергей Чемезов в декабре того же года говорил, что весь проект будет стоить 100 млрд руб., а дочерняя компания госкорпорации получит в проекте 25%, оставшиеся 75% будут у "Новапорта".

В марте 2024 года с предложением вернуть аэропорт Иркутска в федеральную собственность с последующим имущественным взносом корпорации "Ростех" предлагал нынешний губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. В пресс-службе правительства региона отметили, что на данный момент решений об участии "Ростеха" в проекте "в правительство области не поступало".

РБК направил запросы в "Аэропорты регионов", "Новапорт", "Аэродинамику" и госкорпорацию "Ростех".

Сколько стоит новый аэропорт

Аэропорт Иркутска может стать самой дорогой воздушной гаванью из всех построенных в России за последние десятилетия. К примеру, стоимость строительства аэропорта Омска инвестор (холдинг "Аэропорты регионов") оценивал в 43 млрд руб. в текущих ценах. Другой проект группы - аэропорт Архыз на Кавказе, который, как и иркутская воздушная гавань, будет построен с нуля, но в горной местности, оценивается в пределах 40 млрд руб. Строящийся с нуля в Сибири аэропорт Шерегеш "Новапорта" обойдется в пределах 50 млрд руб. Построенный с нуля аэропорт Платов (Ростов-на-Дону, закрыт на прием гражданских воздушных судов с 2022 года) стоил чуть больше 37 млрд руб.

Источники РБК в разных аэропортах расходятся в оценке суммы стоимости строительства. Источник в одном из аэропортов считает, что даже с учетом инвестиций в сопутствующую инфраструктуру и аэродром цена аэропорта не может быть сопоставимой с ценой Крымского моста (стоил 227,92 млрд руб. в ценах соответствующих лет). Источник в другом крупном аэропорту говорит, что с учетом того, что объект строится с нуля "он может стоить и 300 млрд руб." - все зависит от его наполнения.

Администрация региона не сможет построить аэропорт за свой счет - для реализации проекта потребуется профильный инвестор и федеральное финансирование. Региональные власти оплатят строительство автомобильных дорог и электросетевой коммунальной инфраструктуры, федеральные - строительство взлетно-посадочной полосы, инвестор - аэровокзал и сопутствующие сооружения, говорится в ответе региональных властей.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что в перспективе нескольких лет пассажиропоток аэропорта может превысить 5 млн человек. Значительную долю пассажиропотока, по его мнению составят туристы из Китая. Но в каком масштабе удастся реализовать этот потенциал - ответить сегодня невозможно.

Авторы: Анастасия Львова, Герман Костринский, Антонина Мурашко
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка