О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НЦМУ "Сверхзвук" - "Искусственный интеллект и безопасность полетов": итоги работ специалистов ГосНИИАС за 3 квартал 2024 года

Создание сверхзвукового пассажирского самолета (далее - СПС) стало значимым событием в истории авиации 20 века, яркий след в которой оставили отечественный Ту-144 и англо-французский Конкорд. Возобновление интереса к разработке новых высокоскоростных воздушных судов вызвано достижением научных прорывов и высокого уровня развития технологий в авиастроении.

Формированием научно-технологического задела для создания нового поколения СПС занимается научный центр мирового уровня "Сверхзвук" (далее - НЦМУ "Сверхзвук"). Ученые из организаций-участников консорциума осуществляют поисковые исследования для решения фундаментальных задач сверхзвукового полета.

Для обеспечения безопасности полетов ученые НЦМУ "Сверхзвук" и специалисты ГосНИИАС проводят исследования, результатом которых станут новые технологии проектирования и разработки элементов бортового оборудования. В частности, ученые научно-исследовательской лаборатории "НЦМУ-ГосНИИАС" разрабатывают интеллектуальные системы мониторинга технического состояния, реконфигурации и обеспечения кибербезопасности бортового оборудования и систем СПС.

На прошедшем в октябре 2024 года заседании научно-технического совета института были представлены результаты работ лаборатории "НЦМУ-ГосНИИАС" за 3 квартал 2024 года.

В ходе экспериментальных исследований систем мониторинга технического состояния и реконфигурации измерительной подсистемы СПС сформированы единые программные модули (далее - ПМ), составленные из алгоритмов, основанных на моделях и данных, с опционным выбором их типа. Исследования модифицированных алгоритмов проводились на модели продольного движения пассажирского самолета при отказе одного из датчиков углового положения воздушного судна. По результатам проведенных исследований каждый отказ был успешно выявлен и локализован, а также подтверждена работа ПМ реконфигурации при своевременной и достоверной идентификации отказа.

Другим направлением исследований, ориентированных на обеспечение безопасности полетов СПС, является предотвращение несанкционированного доступа к бортовой информационной сети. В 3 квартале 2024 года лабораторией "НЦМУ-ГосНИИАС" был доработан бортовой интерфейс киберзащищенного концентратора данных, предназначенного для объединения устройств в безопасную бортовую информационно-вычислительную сеть. Кроме того, была разработана техническая документация для тестового программного обеспечения и проведено тестирование алгоритмов интеллектуальной системы обеспечения кибербезопасности бортового оборудования и систем СПС.

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка