О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О Реутовском аэроклубе в деревне Черное

Для испытаний техники и подготовки летных кадров близ деревни Черное, которая теперь входит в городской округ Балашиха, в конце 1930-х годов был построен аэродром и организован Реутовский аэроклуб - по названию района, центр которого вскоре был переведен в Балашиху.

Московский авиационно-ремонтный завод (или МАРЗ) хорошо знают в российском и международном авиационном сообществе. За проходной МАРЗа внимание привлекают два вертолета на пьедесталах. Они свидетельствуют о славном прошлом завода, история которого началась в далеком 1939 году, когда были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпробснаба ОСОАВИАХИМа. К концу предвоенного 1940 года из стен авиационно-ремонтных мастерских выходило до пяти отремонтированных самолетов По-2 в месяц. Тогда же при новом аэродроме был открыт клуб для первоначальной летной и технической подготовки. Сюда направляли по комсомольским путевкам самых талантливых юношей и девушек.

"Теоретические занятия проходили в Балашихе, а летная подготовка в Черном, - вспоминает Лидия Сергеевна Князева из Реутова. - По левую сторону от железнодорожного полотна на поле стояли самолеты У-2, которые взмывали в небо с самыми красивыми, как казалось тогда, реутовскими юношами. Девчонкам постарше тоже хотелось, чтобы на них обращали внимание. Денег на помаду и тушь не было, ресницы красили черным гуталином. Дело это было рискованное; если попадали капли дождя, слезы текли ручьем и глаза страшно щипало, но красота требует жертв, шли на все. В знаменитой аптеке возле станции покупали красный стрептоцид, им красили волосы, размешивая в воде. За несколько минут естественный цвет волос превращался в огненно-красный, привлекающий внимание".

Аэроклуб был прекрасной школой. Недаром из его стен вышло немало отличных летчиков, в частности знаменитый истребитель, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Колдунов. Еще одного выпускника аэроклуба, будущего Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Орлова, направили сюда после окончания Купавнинской средней школы № 22 все в том же 1940 году. Тогда многие купавнинские мальчишки хотели быть военными летчиками: ведь совсем рядом, с Монинского и Чкаловского аэродромов, каждый день взлетали самолеты, вызывая живой интерес к авиации, к небу. В марте 1941-го Виталий Орлов успешно завершил теоретическую и практическую программы на самолете У-2 и был направлен в Качинскую военную авиационную школу летчиков под Севастополем. На его счету в годы Великой Отечественной войны - 210 боевых вылетов. Он лично сбил 4, а в составе группы - 12 самолетов.

Виктор Александрович Марьин учился в Кучинском гидрометеорологическом техникуме и одновременно в Реутовском аэроклубе. Клуб окончил блестяще: из 13 оценок - 10 "отлично" и 3 "хорошо", был рекомендован для поступления в военную авиационную школу. Дальнейшая судьба Марьина фактически была решена - рекомендация для поступления в военную авиашколу и поступление в марте грозного 1941 года (со 2 курса техникума) в 1-ю Качинскую школу летчиков. Свой подвиг замкомандира эскадрильи 515-го истребительного авиаполка старший лейтенант В.А. Марьин совершил 28 августа 1943 года в районе Харькова, когда таранным ударом уничтожил вражеский разведчик - корректировщик FW-189. Сам он благополучно приземлился на поврежденном самолете.

Еще один выпускник аэроклуба, Валентин Петрович Васин, в середине 1930-х годов, будучи школьником, занимался авиамоделизмом. Популярный среди молодежи призыв "Комсомолец - на самолет!" привел его в 1939 году в Реутовский аэроклуб. Он попал в группу Зинаиды Степановой (в Великую Отечественную она летала штурманом на пикирующем бомбардировщике Пе-2). Весной 1941 года учлеты приступили к полетам. На электричке они добирались до платформы Обираловка (той самой станции, где бросилась под поезд толстовская Анна Каренина) и оттуда топали пешочком километра три до полевого осоавиахимовского аэродрома. Там и состоялся первый независимый полет на У-2.

Не все курсанты проявляли одинаковые способности. Одним полеты давались легко, с другими приходилось подолгу беседовать, десятки раз показывать и рассказывать одно и то же. Летние дни были насыщены до предела. С самого раннего утра и до вечера - полеты, в перерывах - разборы, инструктаж, тренировки, занятия, беседы…

"Жили мы у хозяйки, - рассказывал выпускник аэроклуба Константин Григорьевич Звонарев. - Кормили нас два раза в день, а ужин - за свой счет. Платили тогда курсантам 250 рублей - ничего, нам хватало. Мы же тогда не пили… Начали учиться. Сначала изучали самолет. А зимой, с декабря месяца, начали летать на У-2. К апрелю я уже закончил программу. Приехала комиссия из летного училища. Проверили нашу подготовку, а потом раскидали кого куда".

Звонарев попал в Качинскую Краснознаменную авиашколу. В годы войны выполнил 145 боевых вылетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды.

Служили и учились в реутовском аэроклубе и девушки. Самая знаменитая из них - Герой Советского Союза Клавдия Яковлевна Фомичева. В числе лучших окончила аэроклуб Осоавиахима, затем - школу инструкторов, и в 1938 году получила свою первую группу учлетов в Реутовском аэроклубе. Здесь полностью раскрылись ее инструкторские способности. За три года работы шестьдесят пять ее учеников успешно окончили аэроклуб и поступили в военные училища летчиков. Хладнокровная, с быстрой реакцией, терпеливая и настойчивая в разъяснении и показе, она быстро завоевывала авторитет у опытных летчиков и учлетов. В годы войны в групповых воздушных боях Фомичева сбила 11 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза ей присвоено 18 августа 1945 года.

В 1947 году, несмотря на послевоенные трудности, ЦК ДОСААФ выделил средства на новые цеха и оборудование для предприятия в Черном. Мастерские приняли вид современного промышленного предприятия. Наряду с авиационной техникой здесь освоили изготовление товаров для авиамоделизма, стрелкового и водноспортивного имущества. В 1955 году мастерские были переименованы в Московскую авиационно-ремонтную базу ДОСААФ. Хотя завод до 1970-х старожилы называли Авиарембазой, или просто Рембазой.

Так что созданный на базе Реутовского аэроклуба завод работает. И даже проводит свои летные шоу, в которых участвуют легкие самолеты и вертолеты. И память о героях-летчиках Реутовского аэроклуба жива.
Авторские права на данный материал принадлежат «Большая Балашиха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка