О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О зарождении русской авиации рассказали в Севастополе

Сегодня годовщина со дня первого в мире бомбового налета на вражеский порт. Гидроаэропланы Черноморского флота атаковали Зонгулдак 6 февраля 1916 года. Одна из целей - сорвать наступление на Севастополь. Вылет, во многом определивший ход Первой мировой войны, совпал с днем рождения авиаконструктора Дмитрия Григоровича. Одна из его разработок - самолеты, способные взлетать и садиться на воду. Анна Кирщеня - о зарождении русской авиации и новой тактике ведения морского боя.

Острая необходимость в развитии морской авиации в России появилась во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Создание воздушной обороны империи началось с обращения великого князя Александра Романова к российскому обществу, которое жертвовало средства на усиление флота. Тогда государственной задачей стало обучение летчиков и создание отечественных самолетов.

"Школа авиации, военная школа, офицерская школа, первая в России была создана в Севастополе в 1910 году. Школа располагалась в Севастополе на Куликовом поле. Кто в Севастополе бывал, сейчас это проспект Генерала Острякова. Но там очень стесненные условия и для тех самолетов, которым нужно было садиться куда ветер дует. А там гибли больше, чем летали", - рассказал руководитель Качинского отделения Русского географического отделения Виктор Бородулин.

Русскую морскую авиацию пилоты развивали ценой своих жизней. Но именно благодаря им Севастополь стал одним из центров воздушного флота России. Еще за несколько месяцев до основания школы был совершен первый полет на аэроплане.

"Первым прибыл Дорожинский. Он обучался в школе Фармана. Он закончил ее еще в феврале и в сентябре на Куликовом поле вдоль Балаклавского, которое сейчас сохранилось, он произвел вылет на этом аэроплане", - отметил председатель совета ветеранов в поселке Кача Анатолий Станкевич.

Первый выпуск квалифицированных летчиков из авиашколы состоялся в 1911 году. Но в последствии из-за сложных климатических условий, учебное заведение решили перенести с Куликова поля в Качу. Там большее количество солнечных дней, подходящая роза ветров и ландшафт.

"Это макет первой Качинской авиационной школы, которая располагалась возле воды, что позволяло летчикам тренироваться взлетать и садиться как с воды, так и с земли", - подчеркнула руководитель центра военно-морской авиации "Крым. Небо. Самолеты" Елена Петрова.

К 1913 году в Каче построили уже целый комплекс: мастерские, ангары, административные здания, казармы для личного состава. Сооружения сохранились до наших дней, но теперь это жилые дома. О былых временах напоминают только львы и аллея Летчиков-героев. Здесь и учились пилотированию будущие асы России.

Здесь располагалась взлетно-посадочная полоса. Летчики выезжали на стартовую позицию и ждали сигнал. Его подавали из стеклянной рубки, которая находилась на крыше центрального административного здания. Наблюдатель оценивал обстановку: направление ветра и отсутствие на пути других самолетов. А после давал отмашку пилоту на разрешение или запрет на взлет.

Изначально в задачи пилотов входили разведка и наблюдение. Позже самолеты начали использовать для корректировки огня. К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 244 аэроплана и 14 дирижаблей. Тогда в Севастополе было создано уже несколько летных отрядов.

"Были отряды разведчиков, истребителей отряды и уже перед самой Первой мировой войной были бомбардировщики. Второе отделение было на Бельбеке создано и третье истребительное отделение было на аэродроме "Заводской" в Симферополе", - поделился Анатолий Станкевич.

Огромный вклад в становление морской авиации внес Дмитрий Григорович. Авиаконструктор создал легендарный гидроаэроплан М-5. Именно на таких моделях севастопольские летчики 6 февраля 1916 года совершили первый в мире воздушный налет на порт. Задачей было - отрезать угольную артерию в Турции, которая снабжала корабли противника. И предупредить наступление на главную базу Черноморского флота. Немецкий линкор "Гебен", готовившийся атаковать Севастополь, не дошел до Крымского полуострова из-за отсутствия топлива.

"Первые наши гидропланы М-5. Всего было их 14, которые базировались на двух авианосцах "Император Александр I" и "Император Николай I". Было выпущено 14, но удачно смогли отработать только 11 по целям. Это был и железнодорожный узел, и уничтожили все-таки все цели", - заявила Елена Петрова.

С этого боя началась новая эпоха не только в самолетостроении, но и в тактике ведения морского боя. Прыжок с парашютом стал основой для спасения пилотов из подбитых и вышедших из строя самолетов. Началось освоение фигур высшего пилотажа. И севастопольцы во многом были первыми.
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести Севастополь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка