Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"
1 апреля 2024, 18:17
Обязательную сертификацию БАС оплатит Минпромторг
Одним из условий участия в программе льготного лизинга, одобренной 27 марта на заседании Президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотной авиации, является обязательство разработчика БАС в составе с БВС массой более 30 кг получить сертификат типа на создаваемую систему.
Для компенсации части затрат на обязательную сертификацию БАС Минпромторг России с 1 апреля объявляет конкурсный отбор заявок на предоставление гранта.
Условия
Гранты в форме субсидий будут предоставляться российским организациям, планирующим получение сертификатов типа на отечественные БАС.
"Перед ними также стоит задача по разработке конструкторской документации, которая будет способствовать получению изготовителем заключения о "российскости" в соответствии с постановлением №719", - отметили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли РФ.
Кроме оценки уровня локализации критерием отбора организаций является опыт в разработке воздушных судов и БАС, что подтверждается сертификатом разработчика Росавиации или лицензией Минпромторга на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники.
Размер гранта зависит от максимальной взлетной массы сертифицируемого БВС
- до 150 миллионов рублей для БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 кг, но не более 500 кг;
- до 250 миллионов рублей для БВС с максимальной взлетной массой свыше 500 кг;
Срок финансирования проектов не может превышать двух календарных лет.
В рамках текущего отбора отмечается, что средства гранта распределяются между календарными годами равными долями.
Эффективность
Данная мера поддержки, безусловно, окажет помощь компаниям, планирующим сразу сертифицировать в качестве типовой создаваемую беспилотную авиационную систему.
Однако, целесообразность сертификации каждого первого образца БАС в составе с БВС с массой более 30 кг в качестве типовой конструкции вызывает сомнения у многих разработчиков.
Первая причина в том, что сложившейся практики применения "тяжелых" БВС у системных заказчиков нет и, очевидно, с началом эксплуатации требования к БАС будут серьезным образом меняться.
А закреплять конструкцию в качестве типовой до того, как она будет удовлетворять требованиям рынка, большого смысла не усматривается.
Вторая причина в сроке сертификации и сроке службы БАС.
Участники конкурсного отбора должны будут получить сертификат типа в течение двух летс даты заключения соглашения с Минпромторгом.
С учетом темпа технологических изменений два-три года, это срок, за который типовая конструкция из инновационной перейдет в разряд раритетной.
Особенно быстро будут обновляться легкие и средние БВС с максимальной массой до 500 кг.
Совершенно неэффективными являются затраты на обязательную сертификацию беспилотников, которые эксплуатируются в безрисковых сценариях, например, для внесения средств защиты растений, в маркшейдерии, аэромагнитной разведке или как привязные радиомачты.
Согласитесь, несбалансированным выглядит регулирование, при котором летающий в пределах прямой видимости опрыскиватель массой 35 кг не имеет права быть поднятым в воздух даже для первой заводской проверки без специального подтверждения соответствия, но БВС массой 30 кг допускается вообще без проверок для полета на 1000 км в общем воздушном пространстве.
Очевидно, до того, как система обязательной сертификации перейдет на риск-ориентированный подход, разумным решением является отказ от политики повальной обязательной сертификации свежеразработанных БАС.
Впрочем, учитывая, что основной объем затрат в обязательной сертификации уходит на сертификационные работы, выполняемые подведомственными структурами Минпромторга, субсидирование сертификации является хорошим способом помочь не только разработчикам, но и таким структурам.
Локализация
Существует точка зрения, что субсидия на сертификацию может оказать влияние и на процесс импортозамещения.
Разработчик БВС с большой долей иностранных комплектующих, чудом получивший заключение о локализации по Постановлению Правительства 719 и прошедший через процедуры сертификации, будет стремиться вернуть затраты на разработку.
Дальнейший путь сертифицированной типовой БАС - многолетнее тиражирование конструкции, сертифицированной на иностранных комплектующих.
Конечно, после оформления сертификата типа есть возможность изменять конструкцию: вносить главные, второстепенные изменения, создавать модификации.
Однако, эти процедуры сопоставимы с базовыми сертификационными работами, и это ставит обоснованный вопрос -зачем была нужна сертификация типа, зная, что впереди переконструирование?
Возникает серьезная развилка:
- многих отечественных комплектующих пока нет, срок их разработки, это как раз два-три года, а значит субсидирование сертификации сейчас играет на руку иностранным производителям
- без субсидирования сертификации и в отсутствии развитого рынка разработчики легких БВС до 500 кг рискуют не справиться с экономической беспощадностью обязательной сертификации
Оформить заявку на получение гранта можно с 1 апреля на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки.
Сбор заявок завершится 12 апреля 2024 года.
Объявление победителей состоится в течении 7 дней после рассмотрения заявок.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси