Московский авиационный центр
26 июля 2024, 17:10
"Огонь в сердцах": бортмеханик Московского авиацентра рассказал свою историю борьбы со стихией
В авиапарке учреждения находятся многофункциональные вертолеты Ка-32А и тяжеловес Ми-26Т - они используются для тушения пожаров. Ежедневно на дежурство заступают три экипажа Ка-32А - два днем и один ночью. В каждом вертолете по три человека - командир, второй пилот и бортовой механик. Героем нашего времени и одним из самых опытных огнеборцев по праву можно назвать бортмеханика - Андрея Цуркана. Его летная история удивительна и разнообразна.
"Как и множество мальчишек из моего детства, я с первых шагов мечтал стать летчиком. Вдохновленные пролетающими над головой "кукурузниками", мы с ребятами играли на земле, повторяя все движения самолетов. А по-настоящему я поднялся к облакам впервые на небольшом вертолете - испытанный тогда восторг до сих пор откликается во мне теплым светом", - вспоминает бортмеханик.
Однако попытка поступить в летное училище не увенчалась успехом - юношу, как и множество других абитуриентов, развернули после строжайшей медицинской комиссии. Тем не менее, Андрей не собирался отступать от своих "небесных планов" - сначала пошел в армию в десантные войска, после окончил Московское авиационное училище по специальности "техник" и попал на службу в вертолетный полк. Именно там судьба подарила целеустремленному Андрею шанс осуществить мечту и бороздить воздушные просторы - ему предложили переучиться на бортового механика.
"Конечно, я с радостью согласился и начал летать в составе экипажа! С того далекого 1984 года с вертолетами и небом больше не расстаюсь, - гордо и со всей любовью прокомментировал Андрей Цуркан. - За эти 40 летных лет я освоил разные типы воздушных судов: Ми-2, Ми-8, Ми-24 и Ка-32А. Выполнял множество видов авиационных работ - строительно-монтажные, аварийно-спасательные и поисковые, проводил совместные вылеты с парашютистами и, конечно, тушил пожары. А последние 7 лет - тружусь в Московском авиацентре на вертолетах Ка-32А".
Работа бортмеханика на пожарном вертолете очень ответственна - требует большой концентрации, стрессоустойчивости, оперативности принятия решений в режиме многозадачности. По словам Андрея, "глаза здесь необходимо иметь даже на затылке", чтобы контролировать обстановку на 360 градусов. При работе на пожаре бортмеханик отвечает за безопасный забор воды и эффективный слив - ведь система пожаротушения находится под вертолетом, и пилоты ее попросту не могут видеть. Плюс есть масса тонкостей полетов: шпили высотных зданий, встречный ветер, большие клубы дыма, в которые нельзя залетать, и многое другое.
"Особенно сложна работа на пожарах в темное время суток. Плохая видимость затрудняет пилотирование, а бортмеханики сталкиваются с эффектом обмана зрения - в темноте расстояние между водосливным устройством и водной гладью кажется существенно меньше. В такие моменты и меня, и пилотов выручают приобретенные на постоянных тренировках навыки и немалый опыт за спиной", - рассказал Андрей Цуркан.
Стоит отметить, что во время работы пожарной авиации к ближайшим от происшествия водоемам выезжает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения авиацентра. Они могут порекомендовать экипажу точку забора воды с достаточной глубиной, ночью подсвечивают поверхность, а также обеспечивают безопасность. Помощь существенная. Плюс ко всему на месте пожара находится и экипаж подвижного пункта управления полетами учреждения. Группа, как правило, выезжает к месту происшествия тогда, когда еще даже неизвестно, будут ли там работать вертолеты. Зато если авиация привлекается, в подвижном пункте управления уже есть вся необходимая информация по пожару и обстановке, которую диспетчер и старший дежурный группы выдают пилотам: направление и сила ветра, наличие поблизости возможных препятствий (строительные краны, высотные здания). Еще они координируют работу нескольких вертолетов в режиме "карусель", чтобы экипажи не мешали, а помогали друг другу.
По словам бортмеханика, каждый пожар уникален. Несмотря на многочисленные готовые решения и огромный опыт огнеборцев, там не может быть единого алгоритма действий. Работать всегда нужно, исходя из характера горения.
"Иногда, например, необходим точечный мощный слив прямо "в сердце" огня - тогда мы стараемся зайти на линию пожаротушения на минимальных скоростях, а вот сброс осуществить максимально низко, фактически зависнув на высоте около 50 метров. Ну а если необходимо покрыть большую площадь возгорания, тогда сливать воду будем с большей высоты и на скорости 80-100 километров. Так, например, мы работали во время ликвидации лесных пожаров в Рязанской области - проливали землю длинными линиями, отрезая путь быстро распространяющемуся пламени. В некоторых случаях нужно совмещать и то, и другое - всегда по-разному", - поделился бортмеханик.
За спиной Андрея Цуркана десятки потушенных пожаров в столице и за ее пределами, его профессионализм высоко ценят руководство и коллеги, работу авиатора отметили и в Правительстве Москвы. В 2020 году на торжественном вечере "Молодости нашей нет конца" выдающемуся бортмеханику вручили благодарственное письмо Мэра Москвы в номинации "Не бойся, я с тобой". Это награда для тех, кто может оказаться рядом в нужную минуту и способен помочь в беде.
Нельзя не отметить, что Андрею Цуркану почти 70 лет! Мало кому из авиаторов удается остаться на летной должности в таком возрасте. Коллеги смотрят и восхищаются - горящий взгляд, энергичность, бодрость и неиссякаемый оптимизм - все это идеальный образец для подражания.
В летном отряде пилоты Ка-32А про Андрея говорят так: "Мы просто везем, а он тушит". Сам же бортмеханик считает: "Наша сила - в единстве. Качество работы по ликвидации пожаров напрямую зависит от профессионализма, подготовленности, опыта и слаженности всего экипажа. Взаимопонимание достигает феноменального уровня - когда достаточно не то чтобы полуслова или взгляда, а лишь мысли. Если в небе находится именно такой экипаж - ни один пожар "не устоит"!
Бортмеханик признается, что отчаянно и бесповоротно влюблен в свою работу. И неудивительно, ведь Андрей причастен к великому делу спасения, чувствует себя важной частью команды, видит результаты своего труда и за это испытывает гордость. Согласитесь, когда на страже безопасности Москвы стоят такие профессионалы, жители города могут спать спокойно.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы