О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Охотник" приближается: перспективы применения тяжелого малозаметного БПЛА-невидимки С-70 на Украине

Размер имеет значение

Войны и вооруженные конфликты последнего времени наглядно показали все возрастающее значение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на поле боя, разумеется, в первую очередь мы говорим о продолжающейся уже почти два года Российской специальной военной операции (СВО) по денацификации Украины.

Характерно, что в ходе СВО наиболее значительную роль играют малоразмерные БПЛА, такие как FPV-дроны-камикадзе, БПЛА-разведчики и БПЛА-бомбардировщики квадрокоптерного (октакоптерного/гексакоптерного) типа. При этом среднеразмерные БПЛА класса Маlе, например, такие как турецкий БПЛА Bayraktar ТВ2, неплохо показавшие себя в ходе вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, значительного влияния на ход боевых действий на Украине не оказали, являясь достаточно простой мишенью для российских средств противовоздушной обороны (ПВО).

Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что отрицательный опыт применения среднеразмерных БПЛА получен в основном украинской стороной, поскольку количество российских среднеразмерных БПЛА "Орион", судя по всему, пока крайне ограничено, а более тяжелые БПЛА "Сириус" и вовсе находятся в процессе разработки. С другой стороны, если применять их в зоне СВО так же, как вооруженные силы Украины (ВСУ) применяли турецкие БПЛА Bayraktar ТВ2, то и результат будет, скорее всего, тот же.

Но и БПЛА класса Маlе не являются "вершиной цепочки питания" – на эту роль претендуют тяжелые БПЛА с реактивным двигателем, чьи характеристики приближаются к таковым у пилотируемых тактических боевых самолетов, а в чем-то и превосходят их.

В 2007 году на авиасалоне МАКС был показан макет российского тяжелого малозаметного реактивного БПЛА "Скат", разработки компании "МиГ", выполненного по аэродинамической схеме "летающее крыло". Предполагалось, что максимальная взлетная масса БПЛА "Скат" составит до 20 тонн, дальность полета – до 4 000 километров, практический потолок – до 15 000 метров, а боевая нагрузка – до 6 тонн. В качестве силовой установки планировалось использовать бесфорсажный турбореактивный двигатель (ТРД) РД-5000Б с плоским соплом (модификация ТРД РД-ЗЗ истребителя МиГ-29).

Предположительно, в 2011–2012 годах разработчиком тяжелого реактивного БПЛА в весовом классе 10–20 тонн была выбрана компания "Сухой". Возможно, после этого заделы, реализованные в рамках программы БПЛА "Скат", были использованы при разработке БПЛА С-70 "Охотник".

Как и БПЛА "Скат", БПЛА С-70 "Охотник" выполнен по схеме "летающее крыло", в его конструкции широко применяются решения по снижению заметности – в крайней версии БПЛА С-70 "Охотник" имеет плоское сопло двигателя, предположительно, это модификация двигателя семейства АЛ-41Ф без форсажной камеры (которая не нужна дозвуковому БПЛА).

Длина БПЛА С-70 "Охотник" составляет 14 метров, размах крыла – 19 метров. Взлетная масса порядка 20–25 тонн, при полезной нагрузке, по разным данным, 2,8/6/8 тонн. Максимальная скорость составляет порядка 1 000 километров в час, практический потолок – до 18 000 метров, дальность полета – до 6 000 километров.

Заявлено, что основной задачей БПЛА С-70 "Охотник" станет работа в связке с истребителем пятого поколения Су-57, однако нельзя исключать и иные сценарии применения этой боевой машины. Предположительно, "Охотник" имеет развитое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), в том числе радиолокационную станцию (РЛС), средства радиоэлектронной разведки (РТР) и радиолокационной борьбы (РЭБ). Возможно, что на БПЛА С-70 "Охотник" будет установлена и оптико-электронная станция (ОЭС).

Также нельзя исключать появление нескольких версий БПЛА С-70 "Охотник", например, более совершенная и дорогая модификация, предназначенная для работы в связке с Су-57, будет нести на борту РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и будет способна применять ракеты типа "воздух-воздух", тогда как для модификации, предназначенной для нанесения ударов по наземным целям с известными координатами, сложное и дорогостоящее БРЕЭ, включающее РЛС с АФАР, станет явно избыточным.

По информации из открытых источников, на текущий момент имеется три летных прототипа БПЛА С-70 "Охотник", еще три БПЛА строятся. Таким образом, потенциально к концу 2024 года можно ожидать появление в рядах воздушно-космических сил (ВКС) России трех серийных БПЛА С-70 "Охотник".

По данным ряда интернет-ресурсов, впервые БПЛА С-70 "Охотник" был применен в зоне СВО еще в июне 2023 года, в дальнейшем какой-либо информации об эксплуатации этой машины на Украине не поступало. Учитывая то, что, предположительно, разработка БПЛА С-70 "Охотник" близится к завершению и началу серийного производства, высока вероятность того, что указанные БПЛА будут активно применяться в зоне СВО.

Поговорим о том, как и в каком качестве это может происходить.

Проверка боем

В первую очередь можно предположить, что вглубь территории Украины БПЛА С-70 "Охотник" отправлять не будут, по крайней мере, вначале. Казалось бы – БПЛА такого типа как раз и предназначены для нанесения ударов в глубине территории противника, так почему бы и не использовать их в таком качестве?

Дело в том, что каким бы современным и малозаметным не был БПЛА "Охотник", какие бы средства РЭБ не были бы на нем установлены, всегда существует риск его потери, как из-за воздействия противника, так и вследствие возможных отказов оборудования. Учитывая то, насколько нежелательно попадание новейших образцов в руки к противнику, под которым мы в первую очередь понимаем не Украину, а США и Великобританию, вряд ли стоит заводить БПЛА "Охотник" за линию боевого соприкосновения (ЛБС).

То есть никаких рейдов в глубину территории противника для поражения особо важных целей – для этого есть БПЛА-камикадзе большой дальности, крылатые, оперативно-тактические и аэробаллистические ракеты.

Разумеется, нет никакого смысла говорить о возможности применения БПЛА С-70 "Охотник" в качестве штурмовика для охоты за бронетехникой на ЛБС, а также об использовании этой машины для сброса свободнопадающих авиабомб, конечно, технически это возможно, но было бы абсурдом рисковать новейшей дорогостоящей боевой машиной для решения задач, с которыми прекрасно справляются боевые вертолеты, артиллерия, БПЛА типа "Ланцет" и вездесущие FРV-дроны.

Под сомнение можно поставить и применение БПЛА С-70 "Охотник" в качестве носителя авиабомб с УМПК. Нет, конечно, в рамках каких-либо испытаний такое применение может иметь место быть, но делать это на постоянной основе вряд ли целесообразно. Причина проста, судя по всему, БПЛА С-70 "Охотник" будет достаточно сложной и дорогой боевой машиной, много их в войсках не будет, а авиабомбы с УМПК – это относительно недорогое оружие именно для массового применения.

Для решения этой задачи лучше использовать недорогие боевые машины, о чем мы ранее говорили в материалах "Уроки СВО: многофункциональные комплексы вооружений должны дополнить узкоспециализированные боевые машины" и "Гром" над Украиной: перспективный БПЛА может стать наиболее эффективным носителем авиабомб с УМПК".

Куда более перспективным направлением применения БПЛА С-70 "Охотник" является уничтожение особо важных целей с помощью современных высокоточных боеприпасов, например, таких, как тактическая ракета "воздух-поверхность" Х-59МК2. Благодаря малозаметности БПЛА С-70 "Охотник" потенциально сможет близко подходить к ЛБС, не пересекая ее, обеспечивая тем самым максимальную глубину применения используемых высокоточных боеприпасов при минимальном риске для носителя. В том случае, если противнику все же удастся поразить БПЛА С-70 "Охотник", то его обломки упадут на территорию, контролируемую российскими войсками, следовательно, они не попадут в руки противника.

Однако можно предположить, что наибольшую эффективность БПЛА С-70 "Охотник" может показать при его эксплуатации для противодействия средствам ПВО противника. Используемая ВСУ засадная тактика применения зенитных ракетных комплексов (ЗРК) приводит к крайне неприятным потерям Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Последний такой случай – нанесенный ВСУ исподтишка удар по российскому транспортному самолету Ил-76, перевозившему украинских же военнопленных на обмен.

Охотник на ЗРК

Противодействовать засадной тактике применения ЗРК достаточно сложно – противник скрытно перемещает ЗРК большой дальности максимально близко к ЛБС, затем на короткий промежуток времени включает радиолокационную станцию (РЛС), осуществляет захват цели, запуск зенитной управляемой ракеты (ЗУР). После поражения цели ЗРК максимально быстро сворачивается и отводится от ЛБС вглубь контролируемой территории.

Особенностью засадной тактики применения ЗРК ВСУ является получение информации о наличии цели в зоне поражения от сторонних источников, например, от средств разведки стран НАТО или агентов на территории России. Это позволяет включать РЛС на минимальный промежуток времени, что осложняет противодействие работе таких ЗРК.

Кроме того, применяемые ВСУ американские ЗРК Patriot могут применять ЗУР с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН), что позволяет выключать РЛС сразу после запуска ЗУР (правда, это несколько уменьшает вероятность поражения цели по сравнению с тем, когда ЗРК отслеживает цель своей РЛС и корректирует траекторию полета ЗУР вплоть до момента поражения цели).

Таким образом, счет времени, необходимого для обнаружения и уничтожения ЗРК противника, идет буквально на минуты, если не меньше. Средняя скорость полета отечественной противорадиолокационной ракеты (ПРР) Х-З1П/Х-З1ПД составляет порядка 2 М или 600–700 м/с, то есть расстояние 100 километров (максимальная дальность ЗУР из состава ЗРК Patriot) ПРР пройдет примерно за З минуты – даже за это время ЗРК противника может удрать.

На это накладывается время, необходимое для обнаружения и классификации излучения РЛС ЗРК противника, при этом все это время самолет-охотник на ЗРК сам будет находиться в зоне поражения ЗРК противника. Кто-то может вспомнить, что у ПРР Х-З1ПД дальность полета составляет 180–250 километров, что позволяет носителю не входить в зону поражения ЗРК, но вот подлетное время ПРР в этом случае будет уже 5–7 минут, что значительно повышает шансы ЗРК противника уйти невредимым.

Кстати, сопоставимыми с ПРР Х-З1П/Х-З1ПД параметрами обладают ПРР семейства Х-58, причем модификация Х-58УШК как раз предназначена для размещения во внутренних отсеках истребителя пятого поколения Су-57, скорее всего, она может размещаться и во внутренних отсеках БПЛА С-70 "Охотник". Обладая дальностью до 250 километров, максимальной скоростью полета 3,6 М и широкополосной пассивной ГСН, размещенная в отсеках БПЛА С-70 "Охотник" ПРР Х-58УШК будет представлять серьезную угрозу для ЗРК противника.

Какие преимущества даст применение БПЛА С-70 "Охотник" для охоты на ЗРК противника?

Во-первых, БПЛА может осуществлять патрулирование значительно дольше, нежели пилотируемый самолет – предположительно, продолжительность патрулирования БПЛА С-70 "Охотник" может составлять до 12 часов, при этом пилот не будет уставать, поскольку его попросту нет, а операторы могут работать по графику, оптимальному с точки зрения поддержания максимальной боеготовности.

Во-вторых, малая заметность БПЛА С-70 "Охотник", предположительно, позволит ему осуществлять патрулирование вблизи ЛБС при минимальном риске его поражения ЗУР. Разумеется, в конечном итоге это зависит от эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), достоверная информация о которой в открытых источниках отсутствует.

При этом противнику для того, чтобы обеспечить поражение самолетов и вертолетов над контролируемой ВС РФ территорией, придется подтаскивать ЗРК максимально близко к ЛБС. В этом случае у операторов БПЛА С-70 "Охотник" будет чуть больше времени на обнаружение и классификацию излучения РЛС ЗРК, запуск ПРР, которым потребуется всего несколько минут для того, чтобы долететь до цели. После запуска ПРР по ЗРК противника БПЛА С-70 "Охотник" может совершать маневр уклонения, с уходом на малые высоты, на тот случай, если противник запустил в его сторону ЗУР с АРЛГСН.

Разумеется, все вышесказанное опирается на открытые данные и во многом будет зависеть от того, какая у БПЛА С-70 "Охотник" будет ЭПР, с каких ракурсов, каков будет состав БРЭО, будет ли он способен применять ПРР, и от многого другого.

Выводы

Маловероятно, что в обозримой перспективе БПЛА С-70 "Охотник" появятся в зоне СВО в значительных количествах – скорее всего, это будут единичные экземпляры. Казалось бы, они не смогут оказать на боевые действия в зоне СВО какого-либо серьезного влияния.

Однако, если применять БПЛА С-70 "Охотник" против ЗРК противника, использующих засадную тактику для поражения наших самолетов и вертолетов над российской же территорией, то потенциально это позволит ВС РФ избежать весьма неприятных потерь. Да и ЗРК большой дальности у ВСУ не так уж и много, так что их уничтожение само по себе является исключительно важной, высокоприоритетной задачей.

Автор: Андрей Митрофанов
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка