О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142

Зачем нужны охотники за атомными субмаринами на торговом маршруте

Сверхдальние противолодочные самолеты Ту-142 привлекут для патрулирования Северного морского пути, рассказали источники "Известий" в Минобороны России. Помимо основной задачи - поиска атомных субмарин потенциального противника - они смогут следить за возможными нарушителями границы и выполнять функции поисково-спасательной службы - оказывать помощь терпящим бедствие. Это особенно важно с учетом того, что в последние годы СМП используется все более активно. Эксперты отмечают, что в северных широтах Ту-142 будут незаменимы.

Разные задачи

К работе на Северном морском пути планируется привлекать Ту-142 из состава авиации Северного флота, рассказали источники "Известий" в военном ведомстве. Дальность их полета позволяет без посадки полностью "перекрывать" маршрут. При необходимости они смогут использоваться для поисково-спасательных операций и контроля над акваторией. Однако их прямое предназначение - поиск атомных субмарин потенциального противника.

- Такое патрулирование будет максимально эффективным, - рассказал "Известиям" заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов. - Это наши прибрежные территории, их надо контролировать. С авиацией это гораздо проще. Ту-142 - удачная машина, потенциал которой еще не исчерпан. Все объекты, которые там плавают, в том числе подводные лодки, эти самолеты могут обнаружить, у них для этого есть все средства. Надо восстанавливать в регионе базы, инфраструктуру. Американцы потенциально могут планировать атаки с севера по территории России, поэтому это направление надо прикрывать.

Эксперт отметил, что такие самолеты будут незаменимы для помощи терпящим бедствие.

- Усиление поисково-спасательной службы в регионе необходимо. Северный морской путь используется все более активно, мало ли какой-то корабль с чем-то столкнется или просто сломается. А Ту-142 может дойти туда очень быстро. Как минимум он сможет сбросить продукты, палатки, - заключил Игорь Маликов.

Ту-142 - большой самолет, заточенный на противолодочные и поисково-спасательные операции, он способен очень долго висеть в воздухе, в полете дозаправляется, рассказал "Известиям" военный эксперт Дмитрий Болтенков.

- Самолет может работать с баз на Кольском полуострове, в Вологде, спокойно покрывать огромные просторы Северного Ледовитого океана и своей аппаратурой наблюдать любую деятельность на Северном морском пути, - пояснил он. - Это нужно, потому что "партнеры" из недружественных стран активно пытаются туда лезть. А мы считаем, что Севморпуть - исторически наша территория и не намерены туда пускать всех желающих.

Сверхдальний и сверхточный

Дальний противолодочный Ту-142 изначально был разработан для поиска и уничтожения атомных подводных лодок. Он также может быть использован для радиоэлектронной разведки. В странах НАТО самолет, разработанный еще в 1950-х годах, получил обозначение "Медведь".

Дальность полета превышает 5 тыс. км, благодаря чему он может не только совершать длительные перелеты, но и долго находиться в районах патрулирования вражеских субмарин.

Самолет был создан на базе турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95. От прародителя его можно отличить по удлиненной кабине с более плавными обводами - в носовой части установили необходимое оборудование.

Ту-142 оснащен двухэтажной гермокабиной, в верхней части которой размещается экипаж, а в нижней - технические отсеки. Среднюю часть фюзеляжа занимают два отсека вооружения, в которых находятся средства для поиска и поражения целей - акустические радиобуи, торпеды, ракеты, мины, глубинные и обычные авиабомбы. Также самолеты могут нести до восьми противокорабельных ракет. Экипаж - девять человек. Боевая нагрузка более 11 т. Всего в 1968–1994 годах было построено около сотни Ту-142 различных модификаций.

Несколько лет назад была проведена модернизация Ту-142 - их оснастили высокоточной прицельной системой СВП-24 "Гефест". Она в автоматическом режиме рассчитывает траекторию полета боеприпаса до цели. С ней Ту-142 могут отслеживать не только подлодки, но и надводные корабли.

С прошлого десятилетия Россия активно строит инфраструктуру в Арктике и размещает силы для прикрытия Севморпути. Было создано объединенное стратегическое командование "Северный флот", по статусу равное военному округу. На арктических островах размещены береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", средства ПВО. Реконструированы полярные аэродромы, на них несут службу истребители. Кроме того, регулярно отрабатывается переброска морских и сухопутных сил в Арктику из других регионов. Вместе с появлением военных баз в регионе строится и транспортная инфраструктура, которая поможет использовать Севморпуть для гражданских нужд.

В декабре "Известия" сообщали, что в составе Северного флота сформирован смешанный авиационный корпус. Одна из его главных задач - защита Северного морского пути от воздушных, наземных, надводных и подводных сил противника. В состав корпуса вошли два истребительных корабельных авиационных полка - 279-й и 100-й. А также смешанный авиационный полк - на его вооружении стоят транспортные самолеты Ан-12 и Ан-26 и противолодочные Ил-38Н.

Пополнил корпус и вертолетный полк, оснащенный поисково-спасательными и противолодочными Ка-27, транспортно-ударными Ка-29 и Ми-8АМТШ/МТВ-5. Авиационная техника смешанного авиационного корпуса уже приступила к дежурству на российских арктических военных базах. В частности, истребители Су-33 и МиГ-29КР корабельных авиационных полков выполняют задачи по прикрытию Северного морского пути и других арктических регионов на аэродроме Рогачево на Новой Земле.

Авторы: Роман КрецулАлексей МихайловАндрей Федоров
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка