Известия
30 января 2024, 09:11
Остановили по требованию: "Аэрофлот" обязали отправить людей на Пхукет
Почему авиаперевозчик проиграл первое дело об аннуляции дешевых билетов в Таиланд
Полет мечты
Супруги Алексей и Ирина Быковы из Свердловской области 13 декабря 2023 года выиграли дело против "Аэрофлота". Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга обязал компанию оказать истцам услуги по авиаперевозке. Ранее они приобрели дешевые билеты в Таиланд с вылетом 14 марта, но перевозчик их отменил, сославшись на сбой в системе.
"Известия" ознакомились с решением суда. Также редакция направила запрос в "Аэрофлот".
В октябре прошлого года перевозчик продал более 3 тыс. билетов по маршруту Екатеринбург – Пхукет по экстремально низкой цене: от 6,5 тыс. до 20 тыс. рублей в обе стороны. Спустя несколько дней авиакомпания сослалась на ошибку и аннулировала их - взамен люди получили скидку в 30% на будущие покупки, а также 5 тыс. миль. Тогда же перевозчик начал продавать билеты на Пхукет по 49 тыс. рублей в одну сторону.
В числе прочих с этой ситуацией столкнулись и Быковы: 19 октября Алексей и Ирина купили билеты по маршруту Екатеринбург – Москва – Пхукет на 14 марта с возвращением обратно через 10 дней. Общая цена перелета в обе стороны на двоих с багажом составила 49,2 тыс. рублей, супруги оплатили ее полностью, пояснил суд исковые требования в своем решении. Потребители получили свои билеты, что значит лишь одно: стороны заключили договор оказания услуг по перевозке пассажиров, указали в суде. Причем в документах, которые "Аэрофлот" выдал истцам, не было условий, которые позволяли бы компании в одностороннем порядке отказаться от уже проведенной сделки.
С учетом этих обстоятельств Быковы, которым уже вернули деньги за купленные на Пхукет билеты, обратились с исковым заявлением по месту жительства. Они просили обязать "Аэрофлот" оказать им услуги авиаперевозки. Более того, потерпевшие намеревались взыскать с ответчика неустойку за необоснованный отказ в поездке на сумму 101 тыс. рублей. Пассажиры также уверены, что "Аэрофлот" стоит оштрафовать на 168,4 тыс. - это 3% за каждый день нарушения обязательства. Но суд отказал истцам во взыскании неустойки и штрафа.
В своем отзыве на иск "Аэрофлот" отметил, что люди смогли оформить билеты по заниженным тарифам из-за технического сбоя. "Цена на некорректно выписанные авиабилеты в 5,5 раза отличалась от их реальной стоимости", - указано в бумагах суда. Цена составила 135 тыс. рублей на человека, а не 24,6 тыс., которые заплатили истцы. После того как "Аэрофлот" устранил ошибку, бронирование полностью аннулировали. Компания вернула все средства потребителям, предоставленной скидкой и милями Быковы до сих пор не воспользовались.
Репутационный ущерб
Решение суда было ожидаемым, сказал "Известиям" вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Теперь "Аэрофлот" должен осуществить перелет и оплатить юридические расходы клиентов. Плюс ко всему "компания получила еще и репутационный ущерб, ведь многие клиенты откажутся от сотрудничества с авиакомпанией из-за подобных рисков", считает он.
Перевозчик может выдать новые билеты супругам Быковым "прямо сейчас, если согласится с решением суда, которое вступило в силу через 30 дней со дня его выпуска", сказал "Известиям" председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. Но, скорее всего, компания это решение обжалует, и до даты вылета оно не успеет вступить в силу, а значит, потребители не улетят в Таиланд.
- Решение Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга мы считаем законным и справедливым. Если компания станет его обжаловать, то это подтолкнет супругов Быковых вновь обращаться в суд, но уже с требованием о возмещении морального вреда и убытков из-за неисполнения договора авиаперевозки, - отметил эксперт.
Он также подчеркнул, что к компании поданы сотни аналогичных исков.
- Мы полагаем, что суды будут их удовлетворять. Но добиться исполнения судебных решений не удастся, пока авиаперевозчик считает законным аннулирование билетов, проданных им по ошибке, - сказал Петр Шелищ.
Ранее Союз потребителей обратился в Пресненский суд Москвы с иском к "Аэрофлоту" в защиту интересов неопределенного круга потребителей. Цель организации - доказать противоправность действий "Аэрофлота", материальных претензий по заявлению нет. Первое заседание по рассмотрению этого иска назначено на 13 февраля, отметил Петр Шелищ. Также ждет даты первого судебного разбирательства и коллективный иск, который подали 54 пассажира в конце 2023 года, уточнил "Известиям" управляющий партнер адвокатской группы "Ватаманюк & Партнеры" Владислав Ватаманюк, который курирует этот вопрос.
- Решение об удовлетворении исков пассажиров из Екатеринбурга оцениваем положительно. Оно еще раз подтверждает нашу позицию о противоправных действиях авиакомпании и необходимости несения ответственности за допущенное нарушение, - уточнил "Известиям" Владислав Ватаманюк.
Роспотребнадзор продолжает оказывать помощь туристам, которые столкнулись с аннулированием авиабилетов на Пхукет, сказали "Известиям" в службе. Территориальным органам поручили помогать всем обратившимся по этому вопросу. Например, в Свердловской области специалисты приняли около 150 жалоб. Помимо этого, жалобы были и в других регионах: в Челябинской, Нижегородской и Ленинградской областях, Красноярском и Пермском краях, Башкирии.
Автор: Евгения Перцева
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 22, 2024
Председатель МАК принял участие в Международном форуме "Транспорт России"
Ноябрь 22, 2024
"Газпромнефть-Аэро" запустила профориентационную программу для молодежи в Томске