О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От беспилотных самолетов-снарядов до "Протонов": опережал ли Владимир Челомей время?

Дмитрий Хазанов - к 110-летию со дня рождения академика и конструктора

Выдающийся ученый, инженер и конструктор XX века Владимир Челомей, который родился 30 июня 1914 года, совсем молодым вошел в ряды технической элиты Советского Союза, в 30 лет возглавив одно из ведущих авиационных конструкторских бюро (КБ).

Молодой ученый

Он рос в интеллигентной семье учителей Николая и Евгении в городке Седлец Привислинского края (тогда входил в состав Российской империи, ныне Польша). Первая мировая война вынудила семью поспешно перебраться в Полтаву. Их соседями по дому были потомки Николая Гоголя и Александра Пушкина. Праправнучка второго, София Данилевская, присматривала за юным Владимиром Челомеем, научила его играть на фортепиано, привила любовь к литературе.

В 1926 году семья обосновалась в Киеве, где подросток, получавший до этого домашнее образование, приступил к учебе в семилетней трудовой школе. Затем был автомобильный техникум и авиационный факультет Киевского политехнического института (на базе которого вскоре был создан Киевский авиационный институт). Еще в студенческие годы Владимир Челомей начал активно заниматься математикой и опубликовал не менее 20 научных статей. В 1936 году вышла книга "Векторный анализ" за авторством никому тогда не известного студента - учебное пособие принесло первый гонорар, на который Челомей купил матери пальто.

Практику на четвертом курсе Челомей проходил на Запорожском моторостроительном заводе, где в это время с большими проблемами осваивали выпуск по лицензии французского мотора "Гном-Рон 14К". Молодой инженер предложил свои расчеты по улучшению конструкции коленчатого вала, и они оказались верны - за это практиканта поощрили денежной премией. В 1937 году Владимир Челомей с отличием окончил институт и работал в Институте математики Академии наук Украинской ССР, преподавал механику и теорию авиационных двигателей. В 1939 году он стал кандидатом технических наук, защитив диссертацию по теме "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций".

В 1940 году Челомей вошел в число 50 получателей Сталинской стипендии, накануне войны он готовился к защите докторской диссертации - теория колебаний стала основой для его научных изысканий на долгие годы. Молодого ученого высоко ценили, регулярно приглашали в Москву в качестве консультанта в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ).

Первое правительственное задание

Сообщение о нашествии врага он тоже встретил в столице, получив вскоре назначение начальником группы в ЦИАМе, где вел работы по исследованию пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (ПуВРД), построил первый в стране работающий образец. В пользу таких аппаратов, названных самолетами-снарядами, говорили небольшие размеры, отсутствие пилота. Также они имели значительно меньшие, чем у самолета, требования к ресурсу и надежности двигателя из-за одноразового применения. Но имелись и значительные технические проблемы.

Самыми известными самолетами-снарядами являлись немецкие ФАУ-1, которые летом 1944 года атаковали Лондон и другие британские города.

Государственный комитет обороны поставил перед отечественными конструкторами задачу создать собственный вид оружия - беспилотной боевой техники. В то время Владимир Челомей завершал эскизную работу над самолетом-снарядом со своим ПуВРД Д-3, которая получила название 10Х. В сентябре 1944 года - когда Челомею исполнилось только 30 лет - его назначили главным конструктором и директором завода №51 вместо скончавшегося после тяжелой болезни Николая Поликарпова. В том же году в СССР удалось создать первый опытный образец самолета-снаряда и провести официальные испытания двигателя Д-3 в ЦИАМе. В феврале 1945 года собрали первые аппараты 10Х (по современной терминологии - крылатая ракета), которые запускали с бомбардировщиков Пе-8.

Несколько этапов испытаний показали, что большинство параметров соответствовало расчетным, но только меньше половины сброшенных 10Х смогли перейти в самостоятельный полет. Более удачным оказался аппарат 14Х. Тягу двигателя Д-6 довели до 600 кг вместо 270 кг у Д-3. Новый самолет-снаряд на 100-километровом отрезке развивал скорость в 825 км/ч, правда, при этом его не обладавшие достаточной прочностью деревянные крылья часто ломались. Работа длилась несколько лет. Наконец, в августе 1952 года самолеты-снаряды 16ХА "Прибой" прошли проверку на самолете-носителе Ту-4. В целом образец соответствовал предъявляемым к нему требованиям, но надежность и точность попадания в цель были ниже заданных. В итоге эти недостатки не позволяли рекомендовать самолет-снаряд 16ХА, как и ранее созданные модели, для принятия на вооружение.

Как создавалось "национальное оружие"

Ко времени завершения работ над самолетами-снарядами Владимир Челомей защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора, был награжден орденом Ленина. Однако в феврале 1953 года его ждало серьезное испытание: Совет министров СССР прекратил все летные испытания семейства новых самолетов-снарядов и передал завод №51 Артему Микояну в качестве филиала его ОКБ-155. Челомей всеми силами стремился восстановить коллектив и продолжить работу. В июне 1954 года он возглавил специальную конструкторскую группу по созданию морских крылатых ракет.

В результате очередной реорганизации возникло опытно-конструкторское бюро №52 (ОКБ-52), и Владимира Челомея назначили его главным конструктором. В условиях начавшейся уже холодной войны из-за океана пришло известие, что руководство США приняло стратегическое решение начать масштабное строительство авианосцев для базирования самолетов с ядерным оружием на борту. Сам строить новый подобный флот СССР не мог, поскольку страна была истощена Великой Отечественной войной. Выход виделся в создании эффективного оружия для борьбы с американскими авианосцами.

Челомей предложил вооружить отечественные подводные лодки крылатыми ракетами. Такой комплекс подводных лодок с ракетой П-5 приняли на вооружение в июне 1959 года, за что Владимир Челомей, назначенный генеральным конструктором авиационной, ракетной и ракетно-космической техники Министерства общего машиностроения СССР, был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а коллектив ОКБ-52 "за успешное выполнение задания правительства по созданию специальной техники" награжден орденом Ленина. Несколько раньше генерального конструктора удостоили Ленинской премии.

"Крылатые ракеты - национальное оружие России, такой же наш победный символ, как автомат Калашникова", - говорил академик Герберт Ефремов, сменивший Челомея на посту директора НПО машиностроения, которое выросло из его конструкторского бюро.

Работа при жесткой конкуренции

Как у всякого незаурядного человека, у Челомея имелись не только друзья, последователи, ученики, но и недоброжелатели и конкуренты. Порой они занимали высокие должности во власти. Так, многие современники отмечали, что к руководителю ОКБ-52 довольно негативно относился патриарх отечественной авиации Андрей Туполев, а также его более молодой коллега, переключившийся с самолетной на ракетную тематику, Семен Лавочкин и особенно Дмитрий Устинов (с марта 1953 по конец 1957 года занимал должность министра оборонной промышленности СССР, в течение нескольких лет был заместителем председателя Совета министров СССР и председателя Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам, с 1976 по 1984 год являлся министром обороны СССР).

Прямыми конкурентами в работах по освоению космического пространства у ОКБ-52 Владимира Челомея, безусловно, были ОКБ-1 Сергея Королева и ОКБ-586 Михаила Янгеля. Правда, можно уверенно утверждать, что между генеральными конструкторами не возникало непримиримых конфликтов. Да, была конкуренция, критика, споры, порой даже жесткое лоббирование своих интересов, но не было открытой вражды или ненависти и неуважения.

Как знать, если бы (как считается, под сильным давлением Устинова) коллектив ОКБ-52 фактически не вытеснили из советской лунной программы, возможно, наша страна смогла бы стать первой и в этом направлении? Челомей предлагал ракету УР-700, которая по расчетным характеристикам превосходила американский "Сатурн-5" (использовался в пилотируемой посадке на Луну и при подготовке к ней по программе "Аполлон"). И что самое главное, она могла быть создана на базе уже испытанных блоков и частей ракет УР-500 и УР-200, в то время как королевская Н-1 создавалась с нуля, потребовала много сил, средств и драгоценного времени.

У Челомея в 1958–1968 годах работал сын Первого секретаря ЦК КПСС Сергей Хрущев, специалист в области проектирования автоматических и измерительных устройств, заместитель начальника отдела ОКБ-52 - Центрального КБ машиностроения (ЦКБМ). В конкуренции с Королевым и его преемником Мишиным (вскоре после снятия Никиты Хрущева в октябре 1964 года) Владимир Челомей в тот раз проиграл - работу передали в ОКБ-1. ОКБ Челомея лишилось работ по перспективным космическим аппаратам, включая создание серии орбитальных пилотируемых станций "Алмаз" для решения задач Министерства обороны СССР.

Семейство универсальных ракет

В начале 1960-х годов руководство СССР для мирного и военного назначения стремилось создать и принять на вооружение ракеты, способные выводить в космос корабли с большой полезной нагрузкой. Проекты представили коллективы Королева, Янгеля и Челомея. Последний предлагал создать целое семейство ракет различной стартовой массы для широкого диапазона забрасываемого груза и решения разных задач: легкого класса УР-100 ("универсальная ракета"), среднего класса УР-200, тяжелого класса УР-500 и сверхмощную УР-700.

Автоматизированный ракетный комплекс с двухступенчатой ракетой упрощенного шахтного базирования, известный как изделие УР-100, благодаря высокой надежности, относительной дешевизне стал самой массовой межконтинентальной баллистической ракетой из всех принятых на вооружение Ракетными войсками стратегического назначения. В конце 1960-х - начале 1970-х годов построили и поставили на дежурство около 1 тыс. "соток". За успешное решение данной задачи Владимиру Челомею уже в апреле 1963 года вторично было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Вероятно, наибольшую известность получила УР-500 "Протон", развитием которой стали "Протон-К" и "Протон-М". Именно они предназначались для выведения автоматических космических аппаратов на земную орбиту и далее в космическое пространство. Впервые в июле 1965 года двухступенчатая УР-500 вывела в космос самую тяжелую в истории научную станцию, также названную "Протон". Именно эти носители позволили вывести на орбиту все советские и российские орбитальные станции типа "Салют" и "Мир", а также МКС, "Зонд" (советской программы по облету Луны), тяжелые искусственные спутники Земли различного назначения. Производство уникальных ракет-носителей "Протон-М" будет прекращено только в 2025 году.

Последние годы конструктора не были легкими. Хотя на созданных под началом Челомея орбитальных станциях к началу 1983 года успешно отработало несколько экипажей космонавтов, при преобразовании ЦКБМ в Научно-производственное объединение машиностроения академика Челомея лишили административных полномочий, сохранив должность генерального конструктора.

Глубокое знание техники, понимание физики явлений, быстрое принятие точных технических решений, умение организовать работу и увлечь за собой коллектив для достижения поставленных целей - вот характерные черты Владимира Николаевича как руководителя конструкторских коллективов. Он всегда уделял особое внимание проектной работе, определяющей облик будущих изделий. Разработанные под его началом проекты значительно опережали свое время, Герой Социалистического Труда, заместитель генерального конструктора ЦКБМ Владимир Сачков, Из книги "Полвека на переднем крае".

Cкончался Владимир Челомей 8 декабря 1984 года.
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка