О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От разработки к строительству. Ход программы E-7A Wedgetail

В США продолжается программа по замене самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A Sentry. Министерство обороны США уже определилось с моделью нового самолета и разместило заказ на строительство опытных образцов.

Недавно Пентагон заключил контракт с компанией Boeing на постройку двух прототипов нового самолета E-7A Wedgetail. Стоимость контракта составляет почти 2,6 миллиарда долларов, а завершить строительство планируется в 2029 г.

Вопрос замены

На данный момент основным самолетом ДРЛОиУ в ВВС США является Boeing E-3A Sentry. В строю остается около 20 бортов этого типа. Самые новые самолеты были построены в начале 1990-х годов, и средний возраст этого флота оставляет желать лучшего. В ближайшей или среднесрочной перспективе "Сентри" придется заменить.

Разговоры о необходимости замены существующих E-3 начались достаточно давно. В течение длительного времени Пентагон изучал ситуацию, и в начале 2022 г. было принято принципиальное решение на этот счет.

Тогда сообщили, что в отдаленном будущем флот самолетов ДРЛОиУ будет полностью обновлен. Имеющиеся E-3A будут постепенно списываться, а для их замены приобретут некоторое количество новых самолетов Boeing E-7A Wedgetail.

Новый проект E-7A от компании Boeing был выбран по нескольким причинам. Во-первых, этот самолет уже производится серийно и используется в иностранных ВВС. Был накоплен положительный опыт, который показал потенциал конструкции и бортовой аппаратуры. Во-вторых, именно "Веджтейл" обладает набором функций и возможностей, которые Пентагон хочет видеть у своего нового самолета ДРЛОиУ.

Приняты меры

Базовый вариант самолета E-7, предлагавшийся иностранным заказчикам, не в полной мере устроил Пентагон. В связи с этим ВВС выработали свои требования к подобному авиационному комплексу и передали их компании "Боинг".

В 2022–2023 гг. заказчик и исполнитель провели необходимые консультации для уточнения деталей будущего сотрудничества. По результатам этих консультаций в феврале 2023 г. был подписан контракт на разработку модернизированного самолета ДРЛОиУ E-7A по техническому заданию ВВС США.

Согласно планам, опытный самолет нового типа должен был появиться и выйти на испытания в течение нескольких следующих лет. В 2025 г. Пентагон собирался изучить результаты испытаний и принять решение о дальнейшей реализации проекта. В случае успеха предполагалось заказать 26 самолетов нового типа. Первый из них хотели получить в 2027 г. или позже.

Однако разработка обновленного E-7A Wedgetail затянулась по объективным причинам. Проект удалось завершить лишь несколько месяцев назад, в первой половине 2024 г. После этого начался новый раунд консультаций - на этот раз на тему строительства опытной техники и последующего проведения ее испытаний.

9 августа 2024 года компания-подрядчик получила новый заказ на проведение работ, обозначенных как "быстрое прототипирование". В соответствии с этим документом, один из заводов "Боинг" должен построить и передать заказчику два опытных "Веджтейла". Общая стоимость самолетов составит почти 2,561 млрд долларов. Их должны передать заказчику до конца августа 2029 г.

Технические особенности

Самолет ДРЛОиУ E-7 Wedgetail создан на базе пассажирского лайнера Boeing 737-700. В его фюзеляже разместили различную радиоэлектронную аппаратуру и рабочие места операторов. На верхней части фюзеляжа установили обтекатель с антенной РЛС.

E-7 всех модификаций оснащен радиолокационным комплексом MESA (Multi-role Electronically Scanned Array - "Многофункциональная решетка с электронным сканированием"), разработанным компанией Northrop Grumman. В отличие от РЛС на E-3A, новое изделие MESA имеет продолговатую антенну, не требующую большого грибовидного обтекателя.

MESA состоит из четырех активных фазированных антенных решеток (АФАР) разной формы и размера. Две боковые решетки длиной 10,7 м и высотой 2,4 м обеспечивают обзор в секторах шириной 120° справа и слева. Под одним обтекателем с ними расположены две менее крупные АФАР, которые отвечают за обзор переднего и заднего секторов по 60°. В результате MESA обеспечивает круговой обзор с широкими углами места.

При работе по крупным воздушным целям типа "бомбардировщик" или "военно-транспортный самолет" дальность обнаружения РЛС MESA достигает 550-600 км. Для истребителей или авиационного вооружения этот параметр существенно ниже.

РЛС также выполняет функции радиоэлектронной и радиотехнической разведки. В этом режиме дальность действия достигает 800-850 км. Станция обнаруживает источники радиосигналов, определяет их примерные координаты и тип.

Вычислительный комплекс на борту "Веджтейл" обрабатывает поступающие данные и сопровождает большое количество воздушных и наземных целей. В автоматическом режиме информация об обстановке передается вышестоящему штабу. Также есть возможность передачи целеуказания зенитным системам или истребительной авиации.

Самолет E-7A, заказанный ВВС США, будет отличаться от изделий базовой модификации, ранее строившихся для других заказчиков, однако список отличий остается неизвестным. Вероятно, планируется заменить часть аппаратуры и улучшить основные тактико-технические характеристики. При этом "американский" самолет не должен кардинально отличаться от экспортных.

Цена преимуществ

Пентагон планирует приобрести самолеты ДРЛОиУ существующей модели, но улучшенной модификации. Чем обновленный E-7A будет отличаться от базового Wedgetail, пока не ясно. Но уже есть сведения о финансовой части программы.

Контракт на разработку модернизированного самолета E-7A был подписан в 2023 г. и стоил около 1,2 млрд долл. Недавно был заключен договор о строительстве двух самолетов на сумму 2,561 млрд долл. Нетрудно подсчитать, что каждый из прототипов обойдется заказчику в 1,28 млрд долл., причем без учета затрат на разработку.

Для сравнения можно рассмотреть другие контракты на поставку E-7. Например, в 2006 г. компания Boeing получила заказ от ВВС Южной Кореи на четыре самолета базовой модификации общей стоимостью 1,6 млрд долл. Прочие экспортные контракты имели схожую стоимость.

Даже с учетом инфляции за прошедшие годы, стоимость двух опытных E-7A для Пентагона значительно выше, чем цена серийных Wedgetail для третьих стран. Если добавить к стоимости самолета расходы на разработку новой модификации, то цена станет еще выше.

Согласно планам, озвученным несколько лет назад, ВВС США получат 25 самолетов ДРЛОиУ новой модели. Серийная техника должна быть дешевле прототипов, но и в этом случае желаемая серия будет весьма дорогой.

Однако стоимость разработки будет разделена между всеми серийными машинами и не окажет значительного влияния на цену конкретного образца. Кроме того, Пентагон разобьет оплату всего заказа на несколько лет, и ежегодный платеж за крупную и дорогую партию техники будет иметь приемлемые размеры.

Также обращают на себя внимание сроки проведения работ. В 2022 г. сообщалось, что в 2025-м будет принято решение о запуске серии, а в 2027-м в строй войдет первый серийный борт. После этого, с конца двадцатых и до середины тридцатых, компания Boeing построит оставшиеся самолеты.

Однако теперь планы выглядят иначе. Первые самолеты, причем опытные, ожидаются только в 2029 г. Соответственно, должна сместиться и поставка серийной техники. Весьма вероятно, что 25-й самолет серии будет сдан только к началу сороковых. При этом нельзя исключать и возможность сокращения серии для экономии.

Долго и дорого

Пентагон и компания Boeing продолжают подготовку к обновлению флота самолетов ДРЛОиУ. Недавно программа E-7A перешла на новый этап, и теперь компания-подрядчик должна построить два опытных самолета. Этот процесс займет несколько лет, но принесет ей неплохую прибыль.

Однако для Пентагона ситуация выглядит не лучшим образом. Сроки выполнения проекта и переоснащения эскадрилий дальнего обзора сдвигаются вправо, что само по себе будет источником проблем. Кроме того, растет стоимость проекта, как общая, так и в пересчете на каждый самолет.

Как будет развиваться ситуация вокруг E-7A Wedgetail, покажет время. Вероятно, все пойдет по стандартному для США сценарию: поставленные цели будут достигнуты, но программа выйдет за рамки исходного графика и потребует значительно больше денег, чем планировалось изначально.

Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка