О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Отработка воздушного боя": чем уникален российский учебно-боевой самолет Як-130

Минобороны получило от Иркутского авиазавода новую партию учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом сообщает пресс-служба "Ростеха". Як-130 - первая в мире платформа, которая может использоваться для подготовки пилотов самолетов четвертого и пятого поколений. Машину отличают превосходная аэродинамическая компоновка и уникальный комплекс бортового оборудования. На Як-130 курсант имеет возможность отрабатывать пилотирование на больших углах атаки и применение различного вооружения. В настоящее время осуществляются модернизация самолета и создание усовершенствованного двигателя для него. По словам экспертов, Як-130 - самая востребованная платформа для обучения летчиков в России и других странах.

Иркутский авиационный завод (входит в "Ростех") передал Минобороны России партию двухместных учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом сообщается на сайте госкорпорации.

"Авиационная техника прошла необходимые наземные и летные испытания и отправилась к месту постоянной дислокации", - отметили в госкорпорации.

Как заявил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, выпускаемые в Иркутске Як-130 играют важную роль в практической подготовке летчиков Воздушно-космических сил.

"В августе этого года Иркутский авиационный завод отметит свое 90-летие, и на протяжении всех этих лет выполнение государственного оборонного заказа оставалось одним из ключевых приоритетов предприятия. На текущем этапе значительные ресурсы завода также сосредоточены на выполнении задач по поставкам истребителей Су-30СМ и учебно-боевых Як-130 под нужды армии и флота", - цитирует Слюсаря пресс-служба "Ростеха".

В комментарии RT заслуженный летчик РФ кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов отметил большую необходимость в поставках подобного рода техники.

"Як-130 помогает курсантам эффективно осваивать широкую номенклатуру нашей боевой авиатехники. Это очень востребованная машина для отработки навыков пилотирования и применения различного современного вооружения", - подчеркнул Попов.

"Базовый самолет"

Напомним, Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого позволяют готовить пилотов авиационных платформ четвертого и пятого поколений.

По данным ОАК, Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Крыльевые наплывы и особенная компоновка воздухозаборников обеспечивают машине возможность устойчивого управляемого полета на больших углах атаки.

Взлетная масса Як-130 составляет 10,29 т, практический потолок - 12,5 т, максимальная скорость - 1060 км/ч, предельная дальность полета - 1600 км.

Как отмечают в "Ростехе", самолет отличается превосходной маневренностью и современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), характерными для новейших боевых самолетов.

"Именно Як-130 выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВКС России. Самолет позволяет на самом современном уровне обучать пилотов боевых самолетов поколения 4+ и 5. Он может успешно использоваться для подготовки в условиях, приближенных к боевой обстановке, с условным или реальным применением вооружения типа "воздух - воздух" / "воздух - земля", - говорится в материалах "Ростеха".

Бортовая аппаратура самолета полностью цифровая. В передней и задней кабинах пилотов установлены жидкокристаллические индикаторы. Кроме того, Як-130 оснащается комплексной цифровой электродистанционной системой управления, которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов.

"При обучении сложному пилотажу и отработке воздушного боя система позволяет приблизить динамические характеристики Як-130 к моделируемым самолетам. Так, за штурвалом можно отработать воздушный бой, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника", - сообщается на сайте "Ростеха".

БРЭО Як-130 устроено таким образом, что ошибки курсанта могут быть мгновенно исправлены пилотом-инструктором. Кроме того, в машине реализована функция посадки с земли по радиосигналу в случае, если оба члена экипажа потеряют возможность управлять техникой.

Наряду с этим в учебно-боевой машине хорошо проработана система катапультирования пилотов - она срабатывает при нулевой скорости и на малой высоте через специально разрушаемое остекление.

По информации ОАК, Як-130 может быть легко адаптирован и под выполнение боевых задач. На девяти наружных узлах подвески самолет способен поднимать в воздух до 3 т ракетно-бомбового вооружения. При необходимости машина может оснащаться лазерным дальномером, оптико-локационной станцией, бортовым комплексом обороны и радиолокационной станцией.

Как уточняют в "Ростехе", Як-130 способен выполнять функцию легкого штурмовика, уничтожая отдельные наземные объекты и малоскоростные воздушные аппараты. Радиус его боевого применения по сухопутным целям достигает 680 км.

Из-под крыла Як-130 могут запускаться ракеты класса "воздух - воздух" Р-73 с инфракрасными головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр, авиабомбы калибра от 50 до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25.

Новые возможности

Большие возможности Як-130 обеспечивают два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25. Данный силовой агрегат выпускает производственный комплекс "Салют" Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) "Ростеха".

АИ-222-25 выполнен по модульной схеме, оснащен аппаратурой автономного запуска и системой автоматического управления и контроля. Тяга двигателя на максимальном режиме - 2500 кгс (килограмм-сил), на учебном - 2200 кгс.

В 2021 году было объявлено о запуске работ по модернизации АИ-222-25. После этого, согласно информации ОДК, российские специалисты разработали новый компрессор высокого давления и усовершенствовали технологию изготовления биметаллического рабочего колеса силового агрегата.

В начале июня пресс-служба ОДК сообщила о создании цифрового двойника АИ-222-25. Технология позволит совершенствовать характеристики силовой установки и проектировать узлы новых модификаций с меньшими временными и материальными затратами. Проект реализовал "Салют" в тесном сотрудничестве с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ).

"Созданный на московском предприятии "Салют" цифровой двойник предназначен для разработки конструкторских решений при модернизации АИ-222-25 и для создания его модификации. Сегодня мы работаем над повышением характеристик и ресурсных показателей силовой установки", - цитирует пресс-служба ОДК заместителя генерального директора - генерального конструктора корпорации Юрия Шмотина.

Одновременно российские конструкторы заняты созданием перспективного двигателя СМ-100 для модернизированного учебно-боевого самолета Як-130М. Макет новой силовой установки был представлен в прошлом году на международном военно-техническом форуме "Армия-2023".

Как полагают в ОДК, СМ-100 будет совершеннее АИ-222-25 "за счет повышения степени сжатия, установки современного трехступенчатого компрессора низкого давления, внедрения модернизированных узлов камеры сгорания и турбины повышенной надежности".

"Также для модернизированного двигателя (СМ-100. - RT) разработана усиленная коробка приводов, позволяющая установить привод-генератор, номинальная мощность которого в два раза выше, чем у базовой версии двигателя АИ-222-25", - говорится в материалах ОДК.

О параметрах грядущей модернизации Як-130 известно немного. Летом прошлого года генеральный директор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский сообщил РИА Новости, что учебно-боевой самолет будет адаптирован под выполнение специальных задач и "продвинутое обучение летчиков".

Как считают опрошенные RT эксперты, Як-130М получит обновленный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, которое позволит отрабатывать навык применения новейших вооружений.

"С точки зрения летных характеристик и аэродинамический компоновки в самолет трудно что-то добавить. Впрочем, в этом и нет никакой необходимости. Як-130 доказал свою высочайшую эффективность. Изменения, о которых говорится, скорее всего, коснутся бортового оборудования. Оно будет обновлено для того, чтобы будущие летчики знали, как применять те вооружения, которые сравнительно недавно вошли в арсенал наших ВКС", - отметил в разговоре с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

По мнению эксперта, модернизация Як-130 будет способствовать росту уровня подготовки летчиков, которым предстоит пилотировать тяжелые многофункциональные самолеты ВКС. Насыщение войск учебно-боевой авиатехникой особенно важно в условиях продолжающейся СВО, добавил Гусаров.

Как полагает Владимир Попов, российская промышленность способна поставлять Минобороны необходимое количество Як-130 и продолжать экспортировать этот самолет.

Согласно актуальной информации "Рособоронэкспорта", в портфеле зарубежных заказов компании порядка 50 Як-130 и истребителей семейства Су-30, которые также выпускает Иркутский авиазавод.

"Як-130 - это универсальная учебно-тренировочная машина. Она пригодится странам, которые эксплуатируют как наши боевые самолеты, так и зарубежные. Да, определенную роль сейчас может играть фактор санкций, но вряд ли он будет определяющим. Як-130 - это очень конкурентный продукт российской авиапромышленности. На мой взгляд, его продолжат покупать страны Юго-Восточной Азии, могут появиться и новые заказчики из числа нейтральных и дружественных государств" , - подытожил Попов.
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка