О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Овербукинг в России находится в "серой зоне"

Споры вокруг практики овербукинга не утихают: следует ли легализовать продажу авиакомпаниями большего количества билетов, чем мест в салоне, или напротив - полностью запретить такую практику? Хотя за отказ в посадке по причине нехватки мест предусмотрена административная ответственность, многие эксперты уверены: действующих мер недостаточно для полноценной защиты прав пассажиров. С другой стороны, полный запрет на овербукинг может обернуться для перевозчиков серьезными финансовыми потерями, а для пассажиров - ростом цен на авиабилеты. Можно ли найти компромисс между интересами авиакомпаний и правами путешественников - разбираемся в возможных сценариях.

Билет есть, а мест нет

С уверенностью сказать, когда в России появился овербукинг, невозможно. Связано это с тем, что понятия "овербукинг" в российском законодательстве нет: он не запрещен, но и не разрешен. Поэтому говорить о его полной отмене нецелесообразно.

"Можно запретить то, что у нас разрешено. В законодательстве овербукинг не разрешен, поэтому запретить его крайне сложно. Здесь важно создать такой инструмент, чтобы овербукинг был, но в выигрыше от него были люди, а не авиакомпании", - считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

По информации московской межрегиональной транспортной прокуратуры, воздушным законодательством не предусмотрены санкции для авиакомпаний за использование овербукинга в своей деятельности.

В настоящий момент отказать в посадке могут любому пассажиру и объяснить это разными причинами. Например, когда происходит замена воздушного судна: вместо того же Airbus A320 с вместимостью до 180 пассажиров будет Sukhoi Superjet со 100 местами. В таком случае пассажиру чаще всего предлагают подождать следующего рейса, в редких случаях, если есть возможность, могут предложить полететь бизнес-классом.

На сегодняшний день закон не предусматривает существенной компенсации за несостоявшуюся поездку. В московской межрегиональной транспортной прокуратуре пояснили, что отказ в посадке на рейс по причине отсутствия посадочных мест в салоне самолета является нарушением норм законодательства о защите прав потребителей. Можно также обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора или в транспортную прокуратуру.

Если нарушения законодательства подтвердятся, то авиакомпания получит штраф: его размер для юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей.

Так, к административной ответственности привлекли авиакомпанию "Победа". Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что в январе 2025 года авиакомпания в аэропорту Омска отказала в посадке двум пассажирам из-за превышения количества доступных мест на борту воздушного судна. В итоге был выплачен штраф в размере 30 тысяч рублей за оказание услуг с нарушением установленных законодательством РФ требований, совершенное повторно.

Таких примеров немало: в 2024 году штраф в размере 30 тысяч рублей получила авиакомпания "Северный ветер". Тогда на борт не смогли попасть 23 человека, которые купили билеты на рейс Омск - Сочи.

Последствия

Не смотря на штрафы, авиакомпании не могут себе позволить полностью отказаться от овербукинга. По словам юристов компании "Байбородин и партнеры", не исключены случаи, когда пассажир не добирается до рейса: опоздал, заболел, отменил поездку. По данным Минтранса, в летний сезон от 2 до 4% пассажиров не появляются на посадку, что приводит к недозагрузке самолетов.

Это приносит авиакомпании убытки. Полный отказ от овербукинга может привести к куда более серьезным проблемам:

"Авиакомпании могут столкнуться с экономическими потерями из-за снижения заполняемости рейсов. Это может повлиять на стоимость билетов, которые могут возрасти, чтобы компенсировать потери. Может увеличиться количество отмен и задержек, так как авиакомпании будут заказывать больше мест, чем на самом деле доступно, что негативно скажется на обслуживании пассажиров. Гибкость в управлении загрузкой самолетов может снизиться, что повлияет на логистику и планирование рейсов", - высказались юристы компании "Байбородин и партнеры".

Неудобства при полной отмене овербукинга возникнут и для пассажиров:

"Если запретить овербукинг, то авиакомпании не смогут пересаживать пассажиров на другой борт в случае технической неисправности. Пассажирам придется ждать либо ремонта воздушного судна, либо произойдет полная отмена рейса. В настоящий момент в этом случае предоставляется борт меньшей вместимости. Да, кто-то может не улететь этим рейсом, но большая часть пассажиров (95%) улетают. Оставшимся предоставляется следующий рейс и компенсируются от имени авиакомпании какие-то потери, могут повысить класс обслуживания", - рассказал И. Зотов.

"Золотая середина": варианты решения

Угодить и пассажирам, и авиакомпаниям одновременно достаточно сложно. Однако авиакомпании ищут выход. В начале 2025 года ПАО "Аэрофлот" представило в Минтранс концепцию изменений в Воздушный кодекс.

Предлагалось легализовать овербукинг с официально установленным размером компенсации пассажирам в случае отказа авиакомпании в перевозке. В четкие правила также включили: информирование пассажиров об изменении условий перелета, получение их согласия или отказа на новые условия перевозки, возврат стоимости билета.

И. Зотов выразил мнение, что необходимо определить категории пассажиров, которым нельзя отказывать в вылете из-за нехватки мест: семьи, организованные группы детей, инвалиды и т.д.

"Мы предлагаем сделать отдельный тариф. У нас нет запрета по установлению отдельного тарифа у авиакомпании: есть же комфорт, бизнес, эконом. Пассажир сам определяет, по какому тарифу он приобретает билет. И здесь может появиться отдельный тариф - овербукинг. Когда пассажир ставит галочку, добровольно соглашается на то, что авиакомпания ему может предложить другие альтернативы полета. Сам полет у человека всегда сохраняется, надо быть уверенным, что просто по тарифу овербукинг пассажиру может быть предложено дополнительные компенсации в зависимости от времени вылета", - высказался И. Зотов.

Получается, что выбор будет за пассажиром, а не за авиакомпанией. По словам эксперта, по подобному тарифу лучше приобретать билеты на рейсы с высокой частотой полета: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Казань, Москва - Сочи.

"В направлениях, по которым выполняет 1-2 рейса в день, применять такой тариф, на мой взгляд, нецелесообразно", - добавил И. Зотов.

"Необходимо провести анализ рынка, установить четкие условия и правила в каждой авиакомпании и разместить их на сайте. Компании должны заранее уведомлять пассажиров о возможности овербукинга, включая информацию о компенсациях в случае, если пассажир будет отказано в посадке. Нужно определить минимальные уровни компенсации для пассажиров, которые должны быть установлены в зависимости от длительности задержки и уровня класса обслуживания. Достичь "золотой середины" возможно, если создать прозрачную и справедливую систему овербукинга с гарантированными правами для пассажиров и четкими правилами для авиакомпаний. Это может включать предварительное информирование пассажиров, справедливую компенсацию и создание механизма для решения споров", - отметили юристы компании "Байбородин и партнеры".
Авторские права на данный материал принадлежат «РЖД-партнер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка