РБК
11 декабря 2023, 14:49
Перешли на российское: как работают системы бронирования авиабилетов
Какую роль выполняют системы бронирования при покупке билета
Системы бронирования (Computer Reservation System, CRS) - это инструмент для управления ресурсами авиаперевозчиков. Они содержат информацию о расписании, количестве и расположении свободных мест, бронированиях и электронных билетах. Такие системы еще называют инвенторными - от английского слова inventory. В авиации оно означает общий ресурс мест на рейсах.
Из CRS информация поступает в так называемые дистрибутивные системы. Они собирают данные из нескольких CRS и показывают туристическим агентам или обычным покупателям варианты перелетов. А когда вы выбираете какой-то из предложенных вариантов, отправляют в CRS запрос на конкретное место. Продажа билета происходит только после того, как система бронирования подтверждает, что место свободно и его можно занять.
Какие системы бронирования существуют в мире
Всего в мире работает свыше 20 более или менее крупных систем бронирования. Среди самых известных - европейская Amadeus, американские Sabre и Navitaire (поглощена Amadeus в 2015 году). Каждой из них сейчас пользуются несколько десятков авиакомпаний.
Некоторые платформы создавались для нужд авиаперевозчиков, но затем обросли дополнительными опциями и стали работать как глобальные дистрибутивные системы. Например, решениями Amadeus и Sabre пользуются турагентства по всему миру, в том числе онлайн-площадки. Через эти системы бронируют не только авиабилеты, но также отели и круизы, арендуют машины и т.д.
Какими системами пользуются российские авиакомпании
До недавнего времени многие отечественные перевозчики работали с зарубежными системами. Например, "Аэрофлот" использовал Sabre, "Победа" - Navitaire, S7 и "Уральские авиалинии" - Amadeus.
Чтобы обеспечить безопасность персональных данных пассажиров, иностранным провайдерам предложили перенести серверы, которые обслуживают российские авиакомпании, на территорию РФ. Некоторые платформы говорили о планах локализации, но в 2022 году отказались от них.
Хуже того, поставщики зарубежных решений начали отзывать лицензии на их эксплуатацию у российских авиакомпаний. При этом правительство РФ ввело новые правила: системы бронирования не должны принадлежать иностранцам и иметь функции управления из-за рубежа.
"Оставлять иностранные системы бронирования в России не имело смысла. Это грозило огромными потерями, в том числе экономическими, при одномоментной блокировке подобных систем", - поясняет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
К ноябрю 2022-го все отечественные авиакомпании перешли на российские системы. Их в стране две - "Леонардо", которую выбрали большинство российских авиаперевозчиков, и ТАИС (Транспортные автоматизированные информационные системы).
Что представляет собой "Леонардо"
Это комплексная инвенторная система для авиаперевозчиков. Она обеспечивает бронирование и продажу билетов, а также дополнительных услуг на регулярных и чартерных рейсах. Систему разработали в госкорпорации "Ростех" совместно с компанией "Сирена Тревэл" (поставщик технологических решений для турбизнеса и продаж авиабилетов).
"Под капотом" у "Леонардо" целый набор решений, построенных по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По словам разработчиков, у системы есть несколько важных преимуществ. Например, автоматизация рутинных операций и развитое квотирование классов бронирования (речь идет о квотах, выделяемых авиакомпаниями под каждый тариф).
В чем сложности перехода из одной системы бронирования в другую
Основные трудности были связаны с тем, что перейти на российскую систему требовалось срочно. "Такие IT-провайдеры, как Sabre и Amadeus, не планируют более одной миграции в год, понимая все сложности, связанные с данным процессом. Но только за 2022 год на систему "Леонардо" мигрировали три крупные российские авиакомпании и еще две зарубежные стали пользователями нашего решения", - рассказывают в "Ростехе".
Систему Sabre адаптировали для "Аэрофлота" на протяжении 17 лет эксплуатации, сообщают представители авиаперевозчика. А при переходе на "Леонардо" надо было сразу внедрить десятки еще не изученных компанией решений.
Еще одна сложность - перенос огромного объема информации из одной системы в другую. Для крупной авиакомпании это миллионы записей о бронированиях и электронных билетах.
Сколько времени занимает переход в новую систему
В мировой практике подготовка к миграции обычно занимает до двух лет. Сама миграция - около двух суток, причем на это время обычно останавливают полеты или как минимум продажи авиабилетов, чтобы перенести информацию в новую систему бронирования.
Но в условиях экстренного перехода сроки другие. "У "Аэрофлота" было только шесть месяцев на подготовку к миграции. При этом останавливать сотни полетов (в нашем случае это до 500 рейсов в сутки) и продажи билетов было категорически неприемлемо", - рассказывают в авиакомпании.
Какие этапы включает в себя миграция из одной системы в другую
Разберем процесс миграции на примере "Аэрофлота". Изучать возможности перехода компания начала в 2021 году - вскоре после того, как зарубежным системам предложили локализовать серверы в России. У пользователей решений не было уверенности, что поставщики систем согласятся на локализацию. Поэтому авиакомпании присматривались к функционалу отечественной платформы.
Миграция из Sabre в "Леонардо" в 2022 году состояла из пяти основных этапов.
- Анализ функциональности "Леонардо". Вместе с разработчиками компания провела более 2,8 тыс. тестов. В результате обнаружили 788 разрывов между функционалом Sabre и "Леонардо". Часть из них оказались блокирующими - они не позволяли запустить обслуживание пассажиров в полном объеме.
- Доработка программного обеспечения системы бронирования, информационных систем "Аэрофлота" и партнеров ("Аэроэкспресс", страхование, трансферные перевозки и другие). Данный этап занял около трех месяцев. Параллельно авиакомпания готовила данные о действующих бронированиях и электронных билетах, чтобы загрузить их в новую систему.
- Разработка интеграций "Леонардо" с производственными и финансовыми системами "Аэрофлота". Эти системы обеспечивают ключевой функционал: управление расписанием и полетами, регистрация пассажиров и багажа, отправка пассажиров, программа лояльности "Аэрофлот Бонус", платежные сервисы, финансовое управление и отчетность. Также требовалась увязка с компьютерными системами партнеров, которые предоставляют дополнительные услуги. Самой сложной оказалась интеграция с системой "Аэрофлот Бонус", поскольку раньше у "Леонардо" не было функционала для программ лояльности.
- Тестирование. Специалисты проверили комплексные процессы - например, продажу услуг пассажирам и их обслуживание в центре поддержки, на сайте "Аэрофлота", в аэропорту и на борту. Одновременно с тестами шли точечные доработки функционала.
- Миграция. Самый короткий и сложный этап - он занял всего 22 часа. За это время авиакомпания остановила продажи в Sabre, выгрузила миллионы бронирований и билетов в свое электронное хранилище, запустила "Леонардо", перенесла туда все данные и открыла продажи. При этом не было задержано ни одного рейса, а в офисах по продаже билетов продолжалось обслуживание пассажиров.
По данным "Ростеха", сейчас системой "Леонардо" пользуются более 60 авиакомпаний. Помимо "Аэрофлота", это "Победа", Red Wings, "Ямал" и многие другие. Среди пользователей есть как российские, так и зарубежные авиаперевозчики. Например, казахстанская Qazaq Air и белорусская "Белавиа".
Всего с января по ноябрь 2023 года с помощью российской системы бронирования в мире перевезли более 80 млн пассажиров.
В 2024 году на "Леонардо" планирует перейти венесуэльская Сonviasa SA. Специалисты перевозчика уже прошли обучение и ознакомились с опытом внедрения системы в российских авиакомпаниях.
Будут ли дорабатывать российские системы
Оптимизация и доработка идут практически непрерывно. В "Ростехе" подчеркивают, что разработчики анализируют тренды в авиационной отрасли и формируют ежегодные планы по улучшению характеристик IT-продуктов и бизнес-процессов.
Важную роль в этом играют запросы авиакомпаний. Их сотрудники каждый день сталкиваются с новыми пожеланиями со стороны пользователей. Все это учитывается при доработках.
Автор: Анна Степаненко
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
На ПК "Салют" студенты "Крыльев Ростеха" изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя
Ноябрь 26, 2024
Ведущие эксперты Минтранса России, Росавиации, крупнейшие финансовые институты, инвестиционные группы и операторы аэропортов примут участие в Международном форуме "Развитие аэропортов - 2024"
Ноябрь 26, 2024
На ПК "Салют" студенты "Крыльев Ростеха" изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя