О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перешли на российское: как работают системы бронирования авиабилетов

Как устроены системы бронирования авиабилетов и почему переход с зарубежных решений на отечественные был таким сложным - разбираемся на примере российской платформы "Леонардо".

Какую роль выполняют системы бронирования при покупке билета

Системы бронирования (Computer Reservation System, CRS) - это инструмент для управления ресурсами авиаперевозчиков. Они содержат информацию о расписании, количестве и расположении свободных мест, бронированиях и электронных билетах. Такие системы еще называют инвенторными - от английского слова inventory. В авиации оно означает общий ресурс мест на рейсах.

Из CRS информация поступает в так называемые дистрибутивные системы. Они собирают данные из нескольких CRS и показывают туристическим агентам или обычным покупателям варианты перелетов. А когда вы выбираете какой-то из предложенных вариантов, отправляют в CRS запрос на конкретное место. Продажа билета происходит только после того, как система бронирования подтверждает, что место свободно и его можно занять.

Какие системы бронирования существуют в мире

Всего в мире работает свыше 20 более или менее крупных систем бронирования. Среди самых известных - европейская Amadeus, американские Sabre и Navitaire (поглощена Amadeus в 2015 году). Каждой из них сейчас пользуются несколько десятков авиакомпаний.

Некоторые платформы создавались для нужд авиаперевозчиков, но затем обросли дополнительными опциями и стали работать как глобальные дистрибутивные системы. Например, решениями Amadeus и Sabre пользуются турагентства по всему миру, в том числе онлайн-площадки. Через эти системы бронируют не только авиабилеты, но также отели и круизы, арендуют машины и т.д.

Какими системами пользуются российские авиакомпании

До недавнего времени многие отечественные перевозчики работали с зарубежными системами. Например, "Аэрофлот" использовал Sabre, "Победа" - Navitaire, S7 и "Уральские авиалинии" - Amadeus.

Чтобы обеспечить безопасность персональных данных пассажиров, иностранным провайдерам предложили перенести серверы, которые обслуживают российские авиакомпании, на территорию РФ. Некоторые платформы говорили о планах локализации, но в 2022 году отказались от них.

Хуже того, поставщики зарубежных решений начали отзывать лицензии на их эксплуатацию у российских авиакомпаний. При этом правительство РФ ввело новые правила: системы бронирования не должны принадлежать иностранцам и иметь функции управления из-за рубежа.

"Оставлять иностранные системы бронирования в России не имело смысла. Это грозило огромными потерями, в том числе экономическими, при одномоментной блокировке подобных систем", - поясняет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

К ноябрю 2022-го все отечественные авиакомпании перешли на российские системы. Их в стране две - "Леонардо", которую выбрали большинство российских авиаперевозчиков, и ТАИС (Транспортные автоматизированные информационные системы).

Что представляет собой "Леонардо"

Это комплексная инвенторная система для авиаперевозчиков. Она обеспечивает бронирование и продажу билетов, а также дополнительных услуг на регулярных и чартерных рейсах. Систему разработали в госкорпорации "Ростех" совместно с компанией "Сирена Тревэл" (поставщик технологических решений для турбизнеса и продаж авиабилетов).

"Под капотом" у "Леонардо" целый набор решений, построенных по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По словам разработчиков, у системы есть несколько важных преимуществ. Например, автоматизация рутинных операций и развитое квотирование классов бронирования (речь идет о квотах, выделяемых авиакомпаниями под каждый тариф).

В чем сложности перехода из одной системы бронирования в другую

Основные трудности были связаны с тем, что перейти на российскую систему требовалось срочно. "Такие IT-провайдеры, как Sabre и Amadeus, не планируют более одной миграции в год, понимая все сложности, связанные с данным процессом. Но только за 2022 год на систему "Леонардо" мигрировали три крупные российские авиакомпании и еще две зарубежные стали пользователями нашего решения", - рассказывают в "Ростехе".

Систему Sabre адаптировали для "Аэрофлота" на протяжении 17 лет эксплуатации, сообщают представители авиаперевозчика. А при переходе на "Леонардо" надо было сразу внедрить десятки еще не изученных компанией решений.

Еще одна сложность - перенос огромного объема информации из одной системы в другую. Для крупной авиакомпании это миллионы записей о бронированиях и электронных билетах.

Сколько времени занимает переход в новую систему

В мировой практике подготовка к миграции обычно занимает до двух лет. Сама миграция - около двух суток, причем на это время обычно останавливают полеты или как минимум продажи авиабилетов, чтобы перенести информацию в новую систему бронирования.

Но в условиях экстренного перехода сроки другие. "У "Аэрофлота" было только шесть месяцев на подготовку к миграции. При этом останавливать сотни полетов (в нашем случае это до 500 рейсов в сутки) и продажи билетов было категорически неприемлемо", - рассказывают в авиакомпании.

Какие этапы включает в себя миграция из одной системы в другую

Разберем процесс миграции на примере "Аэрофлота". Изучать возможности перехода компания начала в 2021 году - вскоре после того, как зарубежным системам предложили локализовать серверы в России. У пользователей решений не было уверенности, что поставщики систем согласятся на локализацию. Поэтому авиакомпании присматривались к функционалу отечественной платформы.

Миграция из Sabre в "Леонардо" в 2022 году состояла из пяти основных этапов.
  • Анализ функциональности "Леонардо". Вместе с разработчиками компания провела более 2,8 тыс. тестов. В результате обнаружили 788 разрывов между функционалом Sabre и "Леонардо". Часть из них оказались блокирующими - они не позволяли запустить обслуживание пассажиров в полном объеме.
  • Доработка программного обеспечения системы бронирования, информационных систем "Аэрофлота" и партнеров ("Аэроэкспресс", страхование, трансферные перевозки и другие). Данный этап занял около трех месяцев. Параллельно авиакомпания готовила данные о действующих бронированиях и электронных билетах, чтобы загрузить их в новую систему.
  • Разработка интеграций "Леонардо" с производственными и финансовыми системами "Аэрофлота". Эти системы обеспечивают ключевой функционал: управление расписанием и полетами, регистрация пассажиров и багажа, отправка пассажиров, программа лояльности "Аэрофлот Бонус", платежные сервисы, финансовое управление и отчетность. Также требовалась увязка с компьютерными системами партнеров, которые предоставляют дополнительные услуги. Самой сложной оказалась интеграция с системой "Аэрофлот Бонус", поскольку раньше у "Леонардо" не было функционала для программ лояльности.
  • Тестирование. Специалисты проверили комплексные процессы - например, продажу услуг пассажирам и их обслуживание в центре поддержки, на сайте "Аэрофлота", в аэропорту и на борту. Одновременно с тестами шли точечные доработки функционала.
  • Миграция. Самый короткий и сложный этап - он занял всего 22 часа. За это время авиакомпания остановила продажи в Sabre, выгрузила миллионы бронирований и билетов в свое электронное хранилище, запустила "Леонардо", перенесла туда все данные и открыла продажи. При этом не было задержано ни одного рейса, а в офисах по продаже билетов продолжалось обслуживание пассажиров.
Сколько всего авиакомпаний используют "Леонардо"

По данным "Ростеха", сейчас системой "Леонардо" пользуются более 60 авиакомпаний. Помимо "Аэрофлота", это "Победа", Red Wings, "Ямал" и многие другие. Среди пользователей есть как российские, так и зарубежные авиаперевозчики. Например, казахстанская Qazaq Air и белорусская "Белавиа".

Всего с января по ноябрь 2023 года с помощью российской системы бронирования в мире перевезли более 80 млн пассажиров.

В 2024 году на "Леонардо" планирует перейти венесуэльская Сonviasa SA. Специалисты перевозчика уже прошли обучение и ознакомились с опытом внедрения системы в российских авиакомпаниях.

Будут ли дорабатывать российские системы

Оптимизация и доработка идут практически непрерывно. В "Ростехе" подчеркивают, что разработчики анализируют тренды в авиационной отрасли и формируют ежегодные планы по улучшению характеристик IT-продуктов и бизнес-процессов.

Важную роль в этом играют запросы авиакомпаний. Их сотрудники каждый день сталкиваются с новыми пожеланиями со стороны пользователей. Все это учитывается при доработках.

Автор: Анна Степаненко
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка