СургутИнформТВ
8 апреля 2024, 10:06
Пережили 90-е и пандемию: о кризисах и взлетах в истории аэропорта Сургута
Да, это история еще того, советского времени. Аэропорт тогда был одним из самых оживленных мест города. Говорят, столпотворение было, как на автобусной остановке в час пик.
"Невозможно было зайти. К стойке регистрации невозможно было пробиться. Наличие билетов на какой-то рейс - еще не гарантия, что ты улетишь. Количество рейсов в Тюмень сравнимо было с расписанием рейсового автобуса. Можно было просто постоять у расписания и выбрать, я лечу сейчас или через 15-20 минут", - вспоминает генеральный директор АО "Аэропорт Сургут" Евгений Дьячков.
А самый первый борт приземлился в Сургуте на расчищенной вручную от снега площадке на нулевом причале еще в феврале 1931 года. Трудно сейчас представить эмоции людей, которые наблюдали, как прямо с облаков на них спускается крылатая железная птица.
А в 60-е уже невозможно было представить Сургут без авиации: один за другим в аэропорту поднимались в небо вертолеты, чтобы доставить в тайгу технику, нефтяников и геологов, приземлялись самолеты со все новыми рабочими и специалистами. 70-80-е были хорошим временем для предприятия. Так было до 90-х, эпохи перемен и судьбоносных решений.
Середина девяностых. Период какого-то сплошного безвременья, беспросвета и полной неясности перспектив практически любой отрасли российской экономики. Именно в это время - в 1994-м - аэропорт Сургута преобразован в открытое акционерное общество. Какие же перемены это принесет? Что теперь будет?
"В то время менялось все и вся. Поэтому, наоборот, какая-то стабильность воспринималась как угроза, а любая перемена - „ну, наверно, что-то будет лучше“, потому что куда уж хуже. Была какая-то надежда на то, что что-то изменится в лучшую сторону", - рассуждает Евгений Дьячков.
"И снова всем миром поднимать, развивать аэропорт, расширять, укреплять, делать международным, если на то есть необходимость. Создавать комфортные условия для пассажиров. И чтобы в этом экономическом пространстве нормально плыл этот аэропорт", - озвучивал в 1994 году планы на будущее председатель совета директоров ОАО "Аэропорт Сургут" Владислав Нестеров.
В то время, когда практически во всем городе, да и в стране, ржавела строительная техника, в аэропорту было работы невпроворот. Решили завершить начатое еще в 1991 году возведение международного сектора и сразу же приступить к реконструкции старого здания аэровокзала, которое прослужило пассажирам и авиаторам более 30 лет. В числе акционеров - как тогда говорили, отцы города: нефтяники, газовики, энергетики и, конечно, местная власть.
"Когда это все началось, кончилась советская власть, кончились деньги, кончилось то финансирование. Это все было брошено. Но, тем не менее, на то время в городе была достаточно сильная исполнительная власть, у руля этих компаний стояли очень грамотные люди, которые, наверно, переживали не первый кризис. Это были реальные управленцы, реальные капитаны, которые штурвал так и не выпустили", - говорит Евгений Дьячков.
"Это уже аэропорт, который обеспечивает объем перевозок, занимая 9 место в России по пассажироперевозкам, 4 место за Уралом. А ведь мы не город-миллионник. Всего лишь 280-тысячный город. Аэропорт Сургута - это не только ворота Сургута. Это ворота округа", - заявлял в 2000 году мэр Сургута Александр Сидоров.
Вторил ему в 2004 году и генеральный директор ООО "Сургутгазпром" Юрий Важенин: "Самая главная цель, которая была поставлена, - чтобы было выгодно, хорошо, комфортно нашим жителям города Сургута и жителям близлежащих районов, которые вылетают из аэропорта".
На открытие международного сектора сургутского аэропорта прибыли даже мэры соседних городов и губернатор. А в само здание любили приезжать сургутяне. Просто так, погулять, выпить кофе, поужинать в круглосуточном ресторане. В городе на тот момент явно не хватало приличных мест, чтобы пообщаться с друзьями. Городу не стыдно было теперь и высоких гостей приглашать.
"Ну, сюда к нам практически все летали. И Алла Борисовна, и Киркоров, и Леонтьев, который нам здесь в зале официальных делегаций песни пел, очень весело было. И кто только сюда не прилетал", - делилась подробностями все в том же 2004 году одна из сотрудниц аэропорта.
Все действительно начало идти в гору, развиваться. Вошло в традицию ежегодно отмечать миллионного, а потом и полуторамиллионного пассажира. Но… Без кризисов невозможны и новые взлеты. В конце 2019-го вряд ли кто-то мог предположить, что новости, долетающие до нас из далекого Уханя так скоро могут повлиять на жизнь каждого из нас. Прибытие в Сургут для пассажиров абсолютно всех рейсов в 2020 году начиналось не со встречи с родными и не с заказа такси, а с измерения температуры и заполнения анкеты с персональными данными. Для сотрудников аэропорта - свои строгие правила контроля за соблюдением социальной дистанции, дезинфекция всех твердых поверхностей каждые полтора часа.
Именно аэропорт Сургута принимал борт с эвакуированными туристами из Юго-Восточной Азии. К приему путешественников аэропорт Сургута подготовился основательно. Помещение оборудовали тепловизорами. Ограничили контакт с другими посетителями воздушной гавани. Сразу из зала прилета пассажиров развезли к пунктам назначения.
"Самолет приземлился благополучно. Всех встретили. Температурный контроль все пассажиры прошли прямо в самолете. 190 прибыло пассажиров. Из них 104 - Югра, 58 - Тюмень, 25 - ЯНАО и 4 - в обсерватор", - отчитывался тогда после прилета борта глава Сургута Вадим Шувалов.
Пандемия нанесла серьезный удар по всей авиационной отрасли. Пассажиры вынуждены были отказываться от перелетов. Авиакомпании сокращали рейсы. Аэропорты, в том числе сургутский, несли огромные убытки. Но уже сегодня, менее чем через год после официального объявления ВОЗ об отмене пандемии коронавируса, генеральный директор предприятия Евгений Дьячков смотрит в это недавнее прошлое по-философски:
"Есть такое понятие - аберрация близости, то есть рассматривать сегодняшние события, преувеличивая их значение. Дать оценку событиям может только время. Вот если через 100 лет кто-нибудь скажет, что пандемия на планете Земля являлась каким-то крупным событием… А может, про это даже никто вспоминать не будет".
Откровенно говоря, даже в том, пандемийном двадцатом, директор аэропорта знал: да, тяжело, непросто, но рано или поздно и этот кризис закончится. Как минимум, для того, чтобы начался новый взлет. Таков закон истории, экономики и жизни.
Автор: Светлана Делова
Авторские права на данный материал принадлежат «СургутИнформТВ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели
Ноябрь 25, 2024
У рейса авиакомпании "Азимут" в Магнитогорск возникла проблема с высотомером