О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый полет Т-50: рождение истребителя пятого поколения

29 января 2010 года состоялся первый полет Т-50 - опытного российского истребителя пятого поколения разработки ОКБ "Сухого", получившего впоследствии обозначение Су-57. Сегодня этот многоцелевой сверхманевренный малозаметный самолет с мощным бортовым вооружением, способный эффективно воевать на любой дистанции, уже поступает на вооружение ВКС России. Публичная премьера нового истребителя состоялась на МАКС-2011 и с тех пор посетители авиасалона имеют возможность знакомиться с тем, как эволюционирует платформа Су-57.

Работы по созданию в СССР перспективного многофункционального истребителя были развернуты в конце 1970-х. В 1981 году Постановлением правительства была утверждена целевая комплексная программа, которая предусматривала создание дальнего перехватчика, способного "в одном лице" заменить самолеты Су-27 и МиГ-31. Требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации были выработаны Военно-воздушными силами СССР в конце 1980-х. На их основе на ММЗ "Зенит" (впоследствии - Инженерный центр "ОКБ им. А.И. Микояна") разрабатывался проект МиГ 1.44, а в ОКБ Сухого - проект С-37. Судьбу этих разработок предрешил развал СССР. Проект 1.44 был закрыт в начале 2000-х из-за прекращения финансирования. С-37 с обратной стреловидностью крыла, получивший название Су-47 "Беркут", оказался более успешным - на нем было выполнено свыше 300 полетов, его показывали на различных авиашоу. Многие решения по истребителю пятого поколения обкатывались именно на этом самолете.

В апреле 2001 года требования ВВС к самолету были конкретизированы, и в мае программа по разработке истребителя пятого поколения, получившая название ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), была возобновлена. Основными требованиями, предъявленными к новейшему истребителю, стали многофункциональность, сверхманевренность, способность совершать длительные полеты на сверхзвуке, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и высокая "интеллектуализация" борта. Самолет должен быть способен взлетать и садиться с использованием ВПП длиной 300-400 м, отличаться устойчивостью, помехозащищенностью, повышенной боевой автономностью и использованием систем обмена информацией с внешними источниками. Учитывая имеющиеся заделы, в 2002 году ОКБ Сухого одержало победу в борьбе за право разработки нового истребителя.

Конструктивно самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, мотогондолы истребителя разнесены, воздухозаборники расположены под фюзеляжем, крыло имеет треугольную форму и поворотную часть наплыва, выполняющую функции переднего горизонтального оперения. Снижение заметности Т-50 обеспечивается как за счет формы планера, так и благодаря применению поглощающих и отражающих радиоволны материалов в конструкции и покрытии планера, а также за счет средств РЭБ. До 70 % обшивки самолета выполнено из полимерных углепластиков, общая доля композитных материалов в конструкции планера составляет не менее 25 % веса пустого самолета. На прототипе Су-57 и на первых серийных образцах установлены двигатели первого этапа АЛ-41Ф1 ("изделие 117") с управляемым вектором тяги.

ПАК ФА, сочетающий в себе функции ударного самолета и истребителя, оснащен принципиально новым комплексом авионики, обладающим высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа, что значительно снижает нагрузку на летчика, позволяя концентрироваться на выполнении тактических задач. В кабине установлена новая система индикации на лобовом стекле, цветные LCD-дисплеи и эргономичные органы управления, нашлемная система целеуказания. Самолет способен выполнять боевые задачи как в одиночку, так и в рамках концепции "единого поля", когда каждая боевая машина может передавать данные о целях другим самолетам и наземным комплексам ПВО или получать целеуказания от них. Вооружение, состоящее из ракет большой, средней и малой дальности, позволяет вести эффективный воздушный бой на любой дистанции. На новинке установлено катапультное кресло пятого поколения, превосходящее по ряду параметров предыдущие поколения кресел, используемых на самолетах ВВС России. В самолет заложена как возможность его управления в беспилотном режиме на больших расстояниях от базы, как и возможность выполнять задачи в интеграции с новейшим БПЛА "Охотник".

Производство первых образцов Т-50 стартовало на заводе в Комсомольске-на-Амуре в ноябре 2006 года, сборка опытной партии летных прототипов начата в декабре 2007 года.

29 января 2010 года первый летный экземпляр Т-50 впервые поднялся в воздух с аэродрома "Дземги" Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. В ходе полета, продлившегося 47 минут, оценивалась устойчивость и управляемость самолета, работа двигателей и основных систем. После нескольких полетов в Комсомольске-на-Амуре испытания были продолжены в ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском.

В рамках программы ПАК ФА в ОКБ им. А.М. Люльки был разработан двигатель второго этапа ("изделие 30"), в котором, по заявлению создателей, внедрено много новшеств, не имеющих аналогов в мире. Первый полет Су-57 с двигателем 2-го этапа состоялся 05 декабря 2017 года с аэродрома ЛИИ. Начало производства серийных истребителей Су-57 с новыми двигателями ожидается до 2027 года.

О запуске истребителя Су-57 в серийное производство на КнААПО стало известно в июле 2019 года. 27 июня 2019 года было объявлено о том, что Министерство обороны России и ПАО "Компания "Сухой" подписали контракт на поставку суммарно 76 серийных Су-57 со сроком исполнения по 2027 год. 25 декабря 2020 года ВКС РФ получили первый серийный истребитель в рамках этого контракта.

Российский истребитель пятого поколения появлялся на авиасалоне МАКС "по частям". На МАКС-2009 специалистам был впервые представлен новый радар, созданный в НИИП им. Тихомирова полностью на российской элементной базе. Тогда же была продемонстрирована дополнительная РЛС L-диапазона, размещаемая в предкрылке планера. Сам же самолет впервые предстал перед широкой публикой на МАКС-2011, став главной премьерой авиасалона. На МАКС-2015 впервые было показано законченное решение, состоящее из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков. На МАКС-2017 Т-50 демонстрировался в специально построенном для него пиксельном ангаре. Тогда же главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев впервые официально назвал серийное название ПАК ФА - Су-57. На статической стоянке МАКС-2019 был представлен Су-57Э -экспортный вариант истребителя, имеющий ряд отличий от базового самолета, предназначенного для ВКС России. На МАКС-2021 году во время показательных полетов Су-57 вновь безупречно пилотировал Сергей Богдан: за семь минут выступления он успевал показать восхищенным зрителям управляемый восходящий штопор, петлю Нестерова, "бочку", "колокол", форсированный разворот на закритических углах атаки и другие сложнейшие фигуры пилотажа.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка