О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пешка", ставшая ферзем

Как казанские Пе-2 учились летать и воевать

Итог Великой Отечественной определило беспримерное мужество советских людей на фронтах и в тылу, где ковалось оружие Победы. В столице ТАССР на военные рельсы было переведено более двухсот местных и эвакуированных предприятий, выпускавших свыше шестисот наименований оборонной продукции. В наши дни этот вклад особо отмечен Указом Президента России Владимира Путина. Казань удостоена почетного звания - Город трудовой доблести. Памятная стела символично установлена в сквере у Северного вокзала - на въезде в Авиастроительный район, где в годы войны массово выпускались боевые самолеты. Деятельность крупнейших заводов города - №22 (ныне Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев") и №16 (Казанское моторостроительное производственное объединение) в первую очередь была связана с производством пикирующего бомбардировщика Пе-2.

От цеха до фронта

Не ошибемся, если скажем, что в одной только Татарской АССР в этой титанической работе непосредственно участвовал еще добрый десяток предприятий. Вместе с заводскими коллективами над оптимизацией производственных процессов и совершенствованием самолета самоотверженно трудились конструкторские бюро Владимира Петлякова и знаменитого советского моторостроителя Владимира Климова; ученые, работавшие на базе Казанского авиационного института.

Разумеется, слава любого оружия приобретается только в бою. К чести своих создателей, Пе-2 в целом достойно проявил себя на всем сухопутном театре военных действий и в морской авиации. В знак признательности многим тысячам казанских авиастроителей 202-я бомбардировочная авиадивизия, геройски воевавшая на "пешках", весной 1943 года была удостоена имени Верховного Совета ТАССР.

Стоит отметить, что республика не только выпускала Пе-2, но и готовила для него экипажи. С лета 1941 года переобучение летного состава на новый класс машин проходило в 9-м запасном бомбардировочном авиаполку, дислоцированном на пригородном аэродроме Самосырово. На фронт и в запасные части Пе-2 перегоняли летчики 221-го отдельного перегоночного авиаполка 8-й запасной авиабригады, штаб которой находился в Казани. Сам полк был расквартирован непосредственно в расположении 22-го завода.

Пропуск в небо

Персональный пропуск в небо каждой "пешке" давали заводские летчики-испытали. Их служба Родине находилась в тени фронтовых подвигов коллег, но зачастую была не менее опасна и трудна. В Казани было сделано более десяти тысяч Пе-2 в различных модификациях. К 1944 году из ворот сборочного цеха 22-го завода ежедневно выкатывали в среднем по восемь пикирующих бомбардировщиков. Государственный комитет обороны во главе с И.В. Сталиным требовал отправки машин на фронт в течение суток с момента выпуска, поэтому облетывались они с экстремальной нагрузкой на экипажи. Очевидцы рассказывали, что испытателей буквально на руках перетаскивали из кабины в кабину.

Даже идеально собранный Пе-2 при всех достоинствах не отличался легкостью пилотирования. Бомбардировщик, унаследовавший крыло и ряд других конструктивных элементов от истребителя ВИ-100, требовал высокого летного мастерства и недюжинной физической силы на взлете и посадке. Причем, как в воздухе, так и на земле. На разбеге он пытался развернуться, а приземляясь, нещадно "козлил" и имел склонность к капотированию из-за особенностей шасси… Но испытатели, впервые отрывая самолет от заводской полосы, сталкивались еще и с массой производственных дефектов, которые только предстояло выявить. Любой вылет даже для самых опытных испытателей мог закончиться гибелью, а потому был сродни боевому. Отказы двигателей и электрооборудования, невыпускающиеся шасси и пожары - аварийных ситуаций не перечесть.

В числе самых известных заводских испытателей - два друга-летчика: герои Советского Союза Николай Аржанов и Александр Васильченко. Первый - выпускник КАИ и Высшей инструкторской школы летчиков - поставил рекорд, дав путевку в небо 1260 Пе-2. Второй помимо серийных машин два года испытывал "пешки" с ракетными ускорителями Королева и самим Сергеем Павловичем на борту (в качестве инженера-экспериментатора). 12 мая 1945 года, когда ускоритель взорвался при запуске в полете, Васильченко совершил невозможное. Смог посадить факелом горящий самолет с разрушенным хвостовым оперением. И сохранить жизнь создателю советской ракетно-космической отрасли. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Фронт требует

В полной мере боевая эффективность "пешек" проявилась не сразу. К лету 1941 года самолеты еще только начали поступать в войска, заменяя устаревшие бомбардировщики СБ. Ускоренная программа переобучения летчиков оставляла желать лучшего и в количественном, и в качественном отношении. Сам за себя говорит тот факт, что экипажи пикировщиков не обучались бомбометанию с пикирования.

Тем не менее, уже в первые месяцы войны Пе-2 наносили противнику ощутимый урон. Настоящим кошмаром для врага стал налет на нефтяной терминал в румынском городе Плоешти, где было уничтожено более 250 тысяч тонн нефтепродуктов. Огненный шторм продолжался трое суток. Румынское радио утверждало, что в бомбардировке участвовало более сотни советских самолетов, хотя в реальности на задание отправилось всего шесть "пешек" из 40-го полка ВВС Черноморского флота.

Несмотря на отдельные недостатки, Пе-2 уважали за живучесть и боеспособность. Благодаря высокой скорости самолет результативно действовал даже без прикрытия истребителей. Успеху во многом способствовало и то, что в Казани самолет вооружили мощным пулеметом Березина. Установка получила название "ФТ" - "Фронт требует".

Леонид Селяков, один из ведущих конструкторов КБ Петлякова, переехавшего осенью 1941 года в Казань на 22-й завод, так описывал ее появление. При отправке очередной партии машин на фронт он неожиданно услышал от одного из летчиков, что на "пешке" никуда не годится стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. Для борьбы с "мессерами" требовалось оружие посерьезнее. И за десять голодных и почти бессонных дней бригада конструкторов и оружейников создала новую, опытную установку. Поначалу завод производил ее на свой страх и риск, в то время как сверху требовали прекратить "самодеятельность". Внесение в конструкцию самолета любых существенных изменений, грозивших снижением темпов производства, в тот момент категорически запрещалось.

Война, однако, все расставила по местам. Эпизод с самолетами 30-го авиаполка, испытывавшего "ФТ" на фронте, - лучшее тому подтверждение. "Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка. Несколько установок "ФТ" открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие "мессеры" шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия", - писал Селяков.

Полбинская "Вертушка"

Казанские самолеты проявили себя как грозное оружие на всех фронтах Великой Отечественной, а также в операции по уничтожению Квантунской группировки в Маньчжурии. О достойных характеристиках машины (несмотря на ряд сложностей в пилотировании) говорит и тот факт, что на Пе-2 наряду с мужчинами весьма результативно воевали представительницы прекрасного пола. В их числе - летчицы женского гвардейского бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой.

Во всем блеске "пешку" в качестве пикирующего бомбардировщика показали пилоты под командованием генерал-майора Ивана Полбина (1905- 1945, дважды Герой Советского Союза). В переломный период войны, в ходе начавшейся Сталинградской битвы Полбин, тогда еще полковник, командир 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка, разработал и начал активно использовать особый тактический прием. Он позволял одновременно обеспечивать точность поражения цели и относительную безопасность бомбардировщиков.

Выполняя так называемую "полбинскую вертушку", одна или несколько эскадрилий Пе-2 создавали в воздухе гигантскую наклонную карусель, двигаясь друг за другом по эллипсоидной траектории. Когда первый самолет начинал бомбометание в крутом пике, второй готовился сбросить смертоносный груз, третий заходил на цель, а остальные прикрывали друг друга, не забывая о смене ролей. Весь цикл мог повторяться несколько раз.

С помощью "вертушки" в сталинградском небе летчики Полбина уничтожили крупнейший немецкий склад ГСМ, оставив вражеские танки без топлива. А в Берлине разбомбили замаскированную взлетную полосу, предназначенную для бегства нацистских главарей.

В цифрах об эффективности приема говорит характерный эпизод Курской битвы. Всего за один день 16 июля 1943 года 115 самолетов Пе-2 из состава 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 14 артиллерийских орудий (включая 11 зенитных), 12 пулеметных и минометных точек, а также семь складов боеприпасов и ГСМ.

Вывод из всего сказанного однозначен. "Пешка" при грамотном применении стала на поле боя полноценным ферзем.
Авторские права на данный материал принадлежат «КНИТУ-КАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка