От цеха до фронта
Не ошибемся, если скажем, что в одной только Татарской АССР в этой титанической работе непосредственно участвовал еще добрый десяток предприятий. Вместе с заводскими коллективами над оптимизацией производственных процессов и совершенствованием самолета самоотверженно трудились конструкторские бюро Владимира Петлякова и знаменитого советского моторостроителя Владимира Климова; ученые, работавшие на базе Казанского авиационного института.
Разумеется, слава любого оружия приобретается только в бою. К чести своих создателей, Пе-2 в целом достойно проявил себя на всем сухопутном театре военных действий и в морской авиации. В знак признательности многим тысячам казанских авиастроителей 202-я бомбардировочная авиадивизия, геройски воевавшая на "пешках", весной 1943 года была удостоена имени Верховного Совета ТАССР.
Стоит отметить, что республика не только выпускала Пе-2, но и готовила для него экипажи. С лета 1941 года переобучение летного состава на новый класс машин проходило в 9-м запасном бомбардировочном авиаполку, дислоцированном на пригородном аэродроме Самосырово. На фронт и в запасные части Пе-2 перегоняли летчики 221-го отдельного перегоночного авиаполка 8-й запасной авиабригады, штаб которой находился в Казани. Сам полк был расквартирован непосредственно в расположении 22-го завода.
Пропуск в небо
Персональный пропуск в небо каждой "пешке" давали заводские летчики-испытали. Их служба Родине находилась в тени фронтовых подвигов коллег, но зачастую была не менее опасна и трудна. В Казани было сделано более десяти тысяч Пе-2 в различных модификациях. К 1944 году из ворот сборочного цеха 22-го завода ежедневно выкатывали в среднем по восемь пикирующих бомбардировщиков. Государственный комитет обороны во главе с И.В. Сталиным требовал отправки машин на фронт в течение суток с момента выпуска, поэтому облетывались они с экстремальной нагрузкой на экипажи. Очевидцы рассказывали, что испытателей буквально на руках перетаскивали из кабины в кабину.
Даже идеально собранный Пе-2 при всех достоинствах не отличался легкостью пилотирования. Бомбардировщик, унаследовавший крыло и ряд других конструктивных элементов от истребителя ВИ-100, требовал высокого летного мастерства и недюжинной физической силы на взлете и посадке. Причем, как в воздухе, так и на земле. На разбеге он пытался развернуться, а приземляясь, нещадно "козлил" и имел склонность к капотированию из-за особенностей шасси… Но испытатели, впервые отрывая самолет от заводской полосы, сталкивались еще и с массой производственных дефектов, которые только предстояло выявить. Любой вылет даже для самых опытных испытателей мог закончиться гибелью, а потому был сродни боевому. Отказы двигателей и электрооборудования, невыпускающиеся шасси и пожары - аварийных ситуаций не перечесть.
В числе самых известных заводских испытателей - два друга-летчика: герои Советского Союза Николай Аржанов и Александр Васильченко. Первый - выпускник КАИ и Высшей инструкторской школы летчиков - поставил рекорд, дав путевку в небо 1260 Пе-2. Второй помимо серийных машин два года испытывал "пешки" с ракетными ускорителями Королева и самим Сергеем Павловичем на борту (в качестве инженера-экспериментатора). 12 мая 1945 года, когда ускоритель взорвался при запуске в полете, Васильченко совершил невозможное. Смог посадить факелом горящий самолет с разрушенным хвостовым оперением. И сохранить жизнь создателю советской ракетно-космической отрасли. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Фронт требует
В полной мере боевая эффективность "пешек" проявилась не сразу. К лету 1941 года самолеты еще только начали поступать в войска, заменяя устаревшие бомбардировщики СБ. Ускоренная программа переобучения летчиков оставляла желать лучшего и в количественном, и в качественном отношении. Сам за себя говорит тот факт, что экипажи пикировщиков не обучались бомбометанию с пикирования.
Тем не менее, уже в первые месяцы войны Пе-2 наносили противнику ощутимый урон. Настоящим кошмаром для врага стал налет на нефтяной терминал в румынском городе Плоешти, где было уничтожено более 250 тысяч тонн нефтепродуктов. Огненный шторм продолжался трое суток. Румынское радио утверждало, что в бомбардировке участвовало более сотни советских самолетов, хотя в реальности на задание отправилось всего шесть "пешек" из 40-го полка ВВС Черноморского флота.
Несмотря на отдельные недостатки, Пе-2 уважали за живучесть и боеспособность. Благодаря высокой скорости самолет результативно действовал даже без прикрытия истребителей. Успеху во многом способствовало и то, что в Казани самолет вооружили мощным пулеметом Березина. Установка получила название "ФТ" - "Фронт требует".
Леонид Селяков, один из ведущих конструкторов КБ Петлякова, переехавшего осенью 1941 года в Казань на 22-й завод, так описывал ее появление. При отправке очередной партии машин на фронт он неожиданно услышал от одного из летчиков, что на "пешке" никуда не годится стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. Для борьбы с "мессерами" требовалось оружие посерьезнее. И за десять голодных и почти бессонных дней бригада конструкторов и оружейников создала новую, опытную установку. Поначалу завод производил ее на свой страх и риск, в то время как сверху требовали прекратить "самодеятельность". Внесение в конструкцию самолета любых существенных изменений, грозивших снижением темпов производства, в тот момент категорически запрещалось.
Война, однако, все расставила по местам. Эпизод с самолетами 30-го авиаполка, испытывавшего "ФТ" на фронте, - лучшее тому подтверждение. "Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка. Несколько установок "ФТ" открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие "мессеры" шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия", - писал Селяков.
Полбинская "Вертушка"
Казанские самолеты проявили себя как грозное оружие на всех фронтах Великой Отечественной, а также в операции по уничтожению Квантунской группировки в Маньчжурии. О достойных характеристиках машины (несмотря на ряд сложностей в пилотировании) говорит и тот факт, что на Пе-2 наряду с мужчинами весьма результативно воевали представительницы прекрасного пола. В их числе - летчицы женского гвардейского бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой.
Во всем блеске "пешку" в качестве пикирующего бомбардировщика показали пилоты под командованием генерал-майора Ивана Полбина (1905- 1945, дважды Герой Советского Союза). В переломный период войны, в ходе начавшейся Сталинградской битвы Полбин, тогда еще полковник, командир 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка, разработал и начал активно использовать особый тактический прием. Он позволял одновременно обеспечивать точность поражения цели и относительную безопасность бомбардировщиков.
Выполняя так называемую "полбинскую вертушку", одна или несколько эскадрилий Пе-2 создавали в воздухе гигантскую наклонную карусель, двигаясь друг за другом по эллипсоидной траектории. Когда первый самолет начинал бомбометание в крутом пике, второй готовился сбросить смертоносный груз, третий заходил на цель, а остальные прикрывали друг друга, не забывая о смене ролей. Весь цикл мог повторяться несколько раз.
С помощью "вертушки" в сталинградском небе летчики Полбина уничтожили крупнейший немецкий склад ГСМ, оставив вражеские танки без топлива. А в Берлине разбомбили замаскированную взлетную полосу, предназначенную для бегства нацистских главарей.
В цифрах об эффективности приема говорит характерный эпизод Курской битвы. Всего за один день 16 июля 1943 года 115 самолетов Пе-2 из состава 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 14 артиллерийских орудий (включая 11 зенитных), 12 пулеметных и минометных точек, а также семь складов боеприпасов и ГСМ.
Вывод из всего сказанного однозначен. "Пешка" при грамотном применении стала на поле боя полноценным ферзем.
Авторские права на данный материал принадлежат «КНИТУ-КАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Авиакомпания из Новосибирска S7 задолжала 200 тысяч рублей приставам
Ноябрь 26, 2024
Саратовский аэропорт раскрыл количество пассажиров в 2024 году
Ноябрь 26, 2024
Самолет Минск - Калининград вернулся в аэропорт из-за треснувшего стекла