МАИ
6 ноября 2024, 12:06
Пилот, а вы существуете? Могут ли современные летчики впасть в опасную зависимость от ИИ на борту
Заявление, прямо скажем, громкое. И даже устрашающее. Но если узнать мнение экспертов относительно последствий применения ИИ на борту воздушных судов, в частности, гражданских, и влияния этого фактора на психологию экипажа, то все окажется не так печально. Комментируя ситуацию, доцент кафедры 106 "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов" Московского авиационного института Михаил Тяглик отметил, что у применения систем на базе искусственного интеллекта на борту есть как минусы, так и очевидные плюсы.
Рассматривать ситуацию однобоко, как делают это авторы американского журнала, будет неверно.
Михаил Тяглик пояснил, что пилот - человек, у которого масса обязанностей на борту. И разгрузить его подчас будет нелишним. Конечно, если речь не идет об ответственных делах и принятии судьбоносных решений.
- Во время полета пилот выполняет целый комплекс задач. Помимо режимов, когда летчик должен непосредственно быть занят управлением, он ведет радиообмен, соблюдает предписанные процедуры, следит за показаниями приборов и правильностью работы автоматических систем. Кроме того, он планирует маршрут, принимает решение об уходе на запасной аэропорт или облет грозового фронта. Если ИИ возьмет на себя все функции, например, кроме ведения радиообмена, то в случае отказа системы летчик или, точнее, уже оператор, действительно не сможет справиться с возросшей на него нагрузкой, - указал эксперт.
При этом он уточнил, что точечное, дозированное применение систем управления полетом в ручном режиме сильно помогает пилотам. И без них подчас никуда. Так, например, уже сегодня есть системы, которые ограничивают предельные режимы полета; устраняют связь между каналами движения - при повороте нет необходимости следить за высотой, этим занимается автоматика; управляют двигателем, удерживая заданную скорость и так далее. Это позволяет пилотам хотя бы на некоторое время переключиться на решение других важнейших задач во время рейсов. Но привыкать к постоянной поддержке со стороны электроники экипажу, конечно, нельзя. Длительное отсутствие практики может привести к ЧП.
- Был случай, когда в самолет попала молния и система управления перешла на обычный резервный режим, при котором пилотам нужно следить за тягой двигателя и всеми параметрами движения, координированно и дозированно пользоваться рычагами управления. Выполнить это, к сожалению, не удалось, что привело к катастрофе, унесшей жизни нескольких десятков человек, - привел пример Михаил Тяглик.
Эксперт напомнил расхожую фразу: "к хорошему быстро привыкаешь", указав на то, что во всем должен соблюдаться разумный подход. Даже в деле внедрения ИИ в авиацию: какими бы надежными ни были системы на базе искусственного интеллекта, обучение и регулярные тренировки пилотов никто не отменял. Летчики должны знать, как действовать автономно в любой критической ситуации.
- ИИ, который сможет взять на себя часть функций летчиков, не позволит экипажу прокачивать навык правильного и быстрого распределения внимания между задачами и их решением, - еще раз подчеркнул доцент МАИ.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Аэрофлот увеличит частоту полетов из Москвы в Горно-Алтайск
Ноябрь 6, 2024
Годовой отчет Группы "Аэрофлот" получил высокую оценку на ежегодном конкурсе Московской биржи
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК