МАИ
6 ноября 2024, 12:06
Пилот, а вы существуете? Могут ли современные летчики впасть в опасную зависимость от ИИ на борту
Заявление, прямо скажем, громкое. И даже устрашающее. Но если узнать мнение экспертов относительно последствий применения ИИ на борту воздушных судов, в частности, гражданских, и влияния этого фактора на психологию экипажа, то все окажется не так печально. Комментируя ситуацию, доцент кафедры 106 "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов" Московского авиационного института Михаил Тяглик отметил, что у применения систем на базе искусственного интеллекта на борту есть как минусы, так и очевидные плюсы.
Рассматривать ситуацию однобоко, как делают это авторы американского журнала, будет неверно.
Михаил Тяглик пояснил, что пилот - человек, у которого масса обязанностей на борту. И разгрузить его подчас будет нелишним. Конечно, если речь не идет об ответственных делах и принятии судьбоносных решений.
- Во время полета пилот выполняет целый комплекс задач. Помимо режимов, когда летчик должен непосредственно быть занят управлением, он ведет радиообмен, соблюдает предписанные процедуры, следит за показаниями приборов и правильностью работы автоматических систем. Кроме того, он планирует маршрут, принимает решение об уходе на запасной аэропорт или облет грозового фронта. Если ИИ возьмет на себя все функции, например, кроме ведения радиообмена, то в случае отказа системы летчик или, точнее, уже оператор, действительно не сможет справиться с возросшей на него нагрузкой, - указал эксперт.
При этом он уточнил, что точечное, дозированное применение систем управления полетом в ручном режиме сильно помогает пилотам. И без них подчас никуда. Так, например, уже сегодня есть системы, которые ограничивают предельные режимы полета; устраняют связь между каналами движения - при повороте нет необходимости следить за высотой, этим занимается автоматика; управляют двигателем, удерживая заданную скорость и так далее. Это позволяет пилотам хотя бы на некоторое время переключиться на решение других важнейших задач во время рейсов. Но привыкать к постоянной поддержке со стороны электроники экипажу, конечно, нельзя. Длительное отсутствие практики может привести к ЧП.
- Был случай, когда в самолет попала молния и система управления перешла на обычный резервный режим, при котором пилотам нужно следить за тягой двигателя и всеми параметрами движения, координированно и дозированно пользоваться рычагами управления. Выполнить это, к сожалению, не удалось, что привело к катастрофе, унесшей жизни нескольких десятков человек, - привел пример Михаил Тяглик.
Эксперт напомнил расхожую фразу: "к хорошему быстро привыкаешь", указав на то, что во всем должен соблюдаться разумный подход. Даже в деле внедрения ИИ в авиацию: какими бы надежными ни были системы на базе искусственного интеллекта, обучение и регулярные тренировки пилотов никто не отменял. Летчики должны знать, как действовать автономно в любой критической ситуации.
- ИИ, который сможет взять на себя часть функций летчиков, не позволит экипажу прокачивать навык правильного и быстрого распределения внимания между задачами и их решением, - еще раз подчеркнул доцент МАИ.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы