О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100

Импортозамещенный ближнемагистральный лайнер SJ-100 будет штатно оборудоваться аэродинамическими законцовками крыла, сообщил главный конструктор программы Superjet Владимир Лавров. Новые элементы имеют саблевидную форму, что позволит снизить расход топлива на 4%. В свою очередь, гендиректор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский отметил, что завершить испытания лайнера планируется в 2025 году. По словам аналитиков, обновление Superjet не ограничивается импортозамещением - новый самолет будет современней и эффективней базовой модели.

Импортозамещенный лайнер SJ-100 будет штатно оборудоваться аэродинамическими законцовками крыла. Об этом главный конструктор программы Superjet Владимир Лавров рассказал в эфире передачи "Военная приемка" на телеканале "Звезда".

"На первых самолетах такого не было. Законцовки родились в результате работ по совершенствованию конструкции исходного самолета", - отметил он.

Как следует из материалов "Военной приемки", новые законцовки имеют саблевидную форму, что позволяет снизить расход топлива на 4%. Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев в беседе с RT пояснил, что ранее на Superjet такие элементы применялись опционально, а теперь они вошли в базовое оснащение самолета.

"Использование подобной конструкции крыла позволяет улучшить взлетно-посадочные характеристики машины. Наибольшей экономии топлива это решение позволяет добиваться на маршрутах большой протяженности", - сказал аналитик.

По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, подобные законцовки, которые называются также крылышками или винглетами, снижают расход топлива за счет сглаживания вихревых потоков на концах крыла.

"4% экономии - это очень много в масштабах авиации с учетом стоимости всего полета. Полет стоит больших денег, и если мы эту экономию спроецируем на год эксплуатации машины, то получатся огромные деньги", - пояснил специалист в комментарии RT.

Как уточнил главный конструктор программы Superjet, законцовка крыла сделана из композитных материалов. Композитными также стали обтекатели, рулевые поверхности и створки шасси. При этом крыло разработчики решили оставить металлическим, как и у оригинальной модели. По словам конструктора, такое решение было наиболее целесообразным.

"Применение композитных материалов - достаточно сложный процесс с точки зрения максимального эффекта, максимальной целесообразности. Размерность нашего самолета такова, что для него наиболее оптимальным является применение традиционной конструкции крыла", - пояснил Владимир Лавров.

Помимо внедрения винглетов, у SJ-100 увеличится размах крыла. В дополнение к этому в обновленном лайнере будет заменена иностранная система механизации крыла на российский аналог от ПАО МИЭА, говорится в материале ТК "Звезда".

142 самолета до 2030 года

Напомним, серийные поставки авиакомпаниям оригинального Superjet начались в 2011 году. Самолет спроектирован в России, однако значительная часть комплектующих для него была импортной. В материале "Военной приемки" отмечается, что за рубежом производились не только авионика и двигатели, но и бронированная дверь кабины пилотов, тепло- и шумоизоляция, кнопки приборной панели и двери самолета.

Теперь эти и многие другие детали будут поставлять российские компании. Для выпуска некоторых комплектующих развернуты новые производства. Всего в создании модернизированного SJ-100 участвует более 1 тыс. предприятий.

В России производится и "мозг" обновленного лайнера - система управления общесамолетным оборудованием (СУОСО). Этот аппарат предназначен, в частности, для сбора информации с различных датчиков и приборов воздушного судна, а также для автоматического управления сопрягаемыми системами лайнера на всех этапах полета. Созданием СУОСО для SJ-100 занимается Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (входит в концерн "Радиоэлектронные технологии" госкорпорации "Ростех").

Вместо российско-французских двигателей SaM146, которые устанавливались на оригинальном Superjet, в новой версии будут использоваться полностью российские ПД-8. В данный момент продолжаются их испытания в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Как подчеркивается в репортаже "Военной приемки", новая силовая установка будет обладать большей тягой, чем SaM146, потребляя при этом меньше топлива.

Стоит отметить, что в конце 2023 года Росавиация одобрила конструкцию нового планера самолета SJ-100. Как сообщил ТК "Звезда" генеральный директор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский, завершить испытания импортозамещенного лайнера планируется в следующем году.

"Для нас самое главное - провести все виды испытаний. Наша задача - до конца 2025 года эти испытания завершить, если все пойдет штатно", - заявил он.

В свою очередь, директор производственного центра ПАО "Яковлев" Андрей Сойнов сообщил, что до 2030 года планируется выпустить 142 самолета SJ-100.

"Задача у нас по комплексной программе развития авиастроения - построить 142 самолета до 2030 года... Ближайшая задача - выйти на выпуск 20 самолетов в год", - рассказал он.

Как подчеркнул в эфире ТК "Звезда" Андрей Богинский, новый лайнер станет платформой, которая будет развиваться дальше на протяжении нескольких десятилетий.

"Если посмотреть на иностранные аналоги, то по самолетам Boeing проходит уже не первая модернизация, по самолетам Airbus - то же самое. Поэтому и в нашей платформе Superjet заложен потенциал для будущих модернизаций - это 30-40, может быть, даже 50 лет", - заключил гендиректор ПАО "Яковлев".

"Конструктивно удачная платформа"

По словам Романа Гусарова, обновление Superjet не сводится только к замене иностранных комплектующих на российские - разработчики проводят основательную переработку всей конструкции воздушного судна.

"Осуществляется глубокая переработка конструкции самолета и его компонентов. Самолет разрабатывался в нулевые годы, прошло уже много времени, технологии ушли вперед. Воспроизводить те же самые технологии было бы не лучшим решением. Наиболее эффективным вариантом является насыщение самолета более современными компонентами, что сейчас и происходит", - сказал эксперт.

В результате обновления получится "не импортозамещенная копия оригинального Superjet, а самолет нового поколения", добавил Гусаров.

"Это будет очень серьезно переработанная модификация Superjet 100. По этому пути на самом деле идут все мировые производители. Если мы, например, возьмем тот же Boeing-737, то первоначально это была конструкция еще 1960-х годов. С тех пор они не создавали новый самолет, а постоянно модернизировали старый, наполняя его новыми компонентами", - сказал эксперт.

В свою очередь, Олег Пантелеев отметил, что все основные параметры, которые влияют на безопасность полетов, а также определяют экономику и эксплуатацию Superjet, остались прежними.

"По некоторым позициям перед конструкторами даже ставилась задача сделать так, чтобы изменения были минимальными с точки зрения эксплуатации. Но очевидно, что для летного и инженерно-технического состава это будет в значительной степени новый самолет", - заявил аналитик.

Специалисты полагают, что перспектива эксплуатации платформы SJ-100 на протяжении 40-50 лет выглядит вполне реалистичной.

"Есть у нас и советские прекрасные самолеты, которые до сих пор летают и имеют возраст более 40 лет. Про Boeing-737 я уже говорил. Да и сам SJ-100 является примером такого подхода. Мы приближаемся к 15-летию создания Superjet. Настал момент для выхода его новой модификации, которая будет абсолютно современна. Так что 30, 40 или 50 лет - это действительно нормальный срок для развития конструктивно удачной платформы", - резюмировал Роман Гусаров.

Авторы: Алексей Латышев, Елизавета Комарова
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка