О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему падают вертолеты: катастрофы "вертушек" с известными людьми

Трагедия Ми-8 не первая в этом году с вертолетами. Предыдущие унесли около десяти жизней. И этот скорбный список стал еще больше, возможно, на двадцать с лишнем жизней - пока найдены тела 17 погибших, поиски остальных продолжаются.

При этом эксперты уверены: нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов. Но аварийность "вертушек" по-прежнему высокая.

Как рассказали "РГ" в Международном консультативно-аналитическом агентстве "Безопасность полетов", есть неофициальная статистика: всего в мире только в январе 2024 года с "вертушками" произошло 36 авиапроисшествий. В том числе 17 катастроф, в которых погибли 37 человек. При этом ЧП с "крылатыми собратьями" за этот период случилось больше. Но показатель выживаемости в катастрофах с вертолетами оказался в 2,3 раза ниже, чем у самолетов.

Кстати, в свое время специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США - 5,35. Как говорят аналитики, ситуация если и изменилась, то не сильно. Что это значит? В России возникающие отклонения от штатной работы чаще заканчиваются аварией или катастрофой.

Вертолеты Ми-8 в последнее десятилетие составляют примерно половину реестрового парка и до 75 процентов "летающих" гражданских вертолетов России. То есть это наша едва ли не основная винтокрылая тягловая сила. Из различных источников известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходят по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты. Расследователи разберутся, в чем причина данной катастрофы. Ошибка пилотирования, погода и неисправность техники - это основные версии, которые сейчас, как и всегда, рассматриваются.

Например, когда разбился губернатор Александр Лебедь, на ленте "черного ящика" сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду. Кстати, сахалинский губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута…

- Случилось авиационное происшествие, которого наверняка могло не быть, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - Разные, вроде бы, причины (столкновение с проводами, полет на предельно малой высоте, обледенение, резкое ухудшение видимости и т.п.) объединяет одна, общая для всех случаев: нарушение писаных и неписаных законов безопасности полетов. Однако опыт гласит: практически никогда не бывает какой-то одной причины трагедии. Любое воздушное ЧП, не говоря уже об авиакатастрофе, - это сочетание сразу нескольких неблагоприятных факторов.

В СМИ появилась информация, что среди пассажиров погибшего Ми-8 мог быть финансовый директор Российского футбольного союза Арсений Замятин. Сообщается, что он путешествовал по Камчатке вместе с женой.

VIP-катастрофы с вертолетами

  • 2000 год - на собственном вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров.
  • 2002 год - под Абаканом разбился вертолет Ми-8. Погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.
  • 2003 год - в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.
  • 2003 год - на вертолете Ми-8 погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.
  • 2008 год - в Хабаровском крае разбился вертолет "Еврокоптер", за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий "Ратимир" Александр Труш.
  • 2009 год - на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171 авиапредприятия "Газпром авиа". Из 11 находившихся на борту выжили четверо. Среди погибших - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
  • 2009 год - губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате катастрофы вертолета Bell 407.
  • 2013 года - в Тверской области разбился вертолет Agusta 119, погибли пилот и начальник организационно-административного управления Рослесхоза Сергей Медведев.
  • 2014 год - в Мурманской области при крушении вертолета Ми-8 погибли 16 человек, в том числе замглавы региона Сергей Скоморох и глава компании "Апатит" Алексей Григорьев. Причиной трагедии стали ошибки экипажа.
  • 2014 год - в Санкт-Петербурге в залив упал частный вертолет SA 341 Gazelle, в котором находился директор компании "Глобал" Алексей Афонченков.
  • 2017 года - на Алтае на Телецком озере разбился вертолет Robinson R-66, на борту которого находился бывший зампред правительства Республики Алтай, местный предприниматель Анатолий Банных и еще четыре человека. По данным МАК, вертолет не имел права взлетать в темное время суток при штормовом предупреждении.
  • 2018 год - в катастрофе вертолета AS 350 B3 в Костромской области погиб заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян.
  • 2020 год - трагедия Bell 406 возле города Лаишево в Татарстане унесла жизнь депутата Госдумы Айрата Хайруллина.
Автор: Наталия Ячменникова
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка