О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему цены на авиабилеты из Нижневартовска дороже, чем из других аэропортов Югры

Ценообразование в гражданской авиации - тема очень сложная и многогранная

Стоимость авиаперелетов продолжает расти с астрономической скоростью. Лето для перевозчиков в принципе считается сезоном, когда можно "накопить жирок". Спрос на путешествия растет в связи с периодом отпусков. Авиакомпании стараются задействовать как можно больше своих самолетов и удовлетворить спрос потребителей. Но как съездить в отпуск и не разориться?

Мы проанализировали стоимость авиабилетов из крупнейших аэропортов Югры. За основу взяли московское направление, которое обслуживают авиакомпании "Аэрофлот" и "ЮТэйр". Эти рейсы не субсидируются государством, а значит за них полностью платит пассажир.

Судя по данным систем бронирования, раскошеливаться приходится жителям Нижневартовска. Стоимость перелета из столицы Самотлора в Москву может быть в два раза выше, чем из других аэропортов Югры. На 15 сентября билет с багажом вартовчанам обойдется свыше 14 тысяч рублей, тогда как сургутяне заплатят этому же перевозчику около 7,5 тысяч. При этом полет занимает примерно одинаковое количество времени, задействованы схожие типы воздушных судов.

Почему такая разница в цене? Помочь разобраться в этом мы попросили эксперта - исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева. По его мнению, ценообразование в гражданской авиации - тема очень сложная и многогранная.

Динамическое ценообразование

Как рассказал Олег Пантелеев, в ряде случаев ценообразование в авиации может строиться по формуле: "цена = себестоимость + маржа". Но уже давно в гражданскую авиацию пришло динамическое ценообразование, которое основано на использовании базовых законов микроэкономики: чем выше ценность продукта, тем он дороже продается, дефицитные товары и услуги стоят дороже тех, которые на рынке в избытке.

Логика коммерсантов в авиакомпаниях очень простая: надо продать билеты по максимальной цене, которую может заплатить пассажир. Есть пассажиры, которые готовы заплатить за билет много, и у них нужно забрать много. Есть пассажиры, у которых денег в обрез, и их немногочисленные рубли тоже нужно взять. Специалистам авиакомпаний в этом помогают программно-аналитические комплексы, которые называются системами управления доходами.

- Простейшая логика работы таких систем выглядит так: берем данные по продажам билетов на каком-то направлении за прошлые годы и смотрим, когда на той или иной линии пик спроса. На эти пиковые даты выставляем билеты подороже, чтобы увеличить выручку. На даты исторических минимумов - подешевле, чтобы простимулировать пассажира рублем и хоть что-то заработать. Затем наблюдаем за ходом продаж. Если билеты продаются ни шатко ни валко - цену не меняем. Если продажи встали - опускаем тариф. Если билеты улетают как горячие пирожки - выкручиваем цену на максимум. И все время в автоматическом режиме анализируем продажи, загрузку, ценовое предложение конкурентов и т.д. Применение самых передовых систем управления доходами позволяет получить с рейса 10-20% дополнительной выручки, что может на единицы процентных пунктов повысить прибыль с рейса, - рассказал Олег Пантелеев.

Жадничают не только авиакомпании

Впрочем, как добавляет эксперт, на экономику стоимости авиабилета влияет не только жажда заработать у авиаперевозчика. Стоимость билета складывается из многих факторов. По данным "Парламентской газеты" за период с 1 июля по 1 августа авиакеросин подорожал на 10%, что тоже отражается на стоимости. Растут и расходы на техническое обслуживание самолетов.

Еще одной статьей расходов для авиаперевозчиков является обслуживание в аэропортах. Среди воздушных гаваней Югры дороже всего оно в Нижневартовске. Так, например, сбор за взлет/посадку составляет 1 414 рублей за тонну, тогда как в Сургуте - 666 рублей. Это следует из открытых данных.

Тарифы за обслуживание воздушных судов в аэропорту Нижневартовска вступили в силу в начале отпускного периода - 21 июня 2024 года. Они установлены компанией, которая сейчас управляет аэрокомплексом. Как сообщал ранее "Транспортный цех", воздушная гавань столицы Самотлора, принадлежащая региональному правительству, по договору аренды передана коммерческой организации, которая займется реконструкцией аэропорта. Решение об этом было принято еще в прошлом году на совместном заседании Координационного совета (Штаба) при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам строительства объектов капитального строительства.

"Пассажиры готовы платить дороже"

В связи с тем, что ряд факторов складываются не в пользу Нижневартовска, на дешевые авиабилеты жители восточной части Югры могут не рассчитывать. Исключением будут рейсы, на которые авиаперевозчики получили субсидии из федерального и региональных бюджетов. В этом году финансирование направлено на перелеты из столицы Самотлора в Омск, Самару, МинВоды, Томск, Екатеринбург, Челябинск и другие города России. На этих рейсах стоимость билетов конкурирует с той, что установлена, например, из Сургута.

Между тем, большинство жителей восточной части Югры вылетая из Нижневартовска в пункт назначения добираются через Москву. В 2023 году рейсы в столицу обеспечили 29% годового пассажиропотока аэропорта. Как указано в годовом отчете АО "Нижневартовскавиа", сложившаяся ситуация связана с используемой ведущими авиакомпаниями России системой доступных стыковочных рейсов через аэропорты Московского авиационного узла.

- Издержки авиакомпаний при полетах из Москвы в Нижневартовск выше, чем при полетах из Москвы в Сургут. Разница в себестоимости не настолько высока, чтобы оправдать почти двукратную разницу в ценах на билеты. Однако, пассажиры в Нижневартовске готовы платить за билеты в Москву вдвое дороже, чем в Сургуте. И это при том, что на автобусе можно доехать от Нижневартовска до Сургута за 1100-1200 рублей, потратив на дорогу 3,5 - 4 часа. Именно высокий платежеспособный спрос определяет существующий уровень тарифов, - резюмировал исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Откладывайте на следующий отпуск уже сейчас

Перевозка по данным Росстата уже выросла в цене на 17% по отношению к прошлому году. И далеко не все негативные изменения уже успели отразиться на стоимости авиабилетов. Их эффект в полную силу проявится через 2-4 месяца, пишет Ассоциация туроператоров России.

Эксперты сходятся во мнении, что планировать свои путешествия следует заблаговременно, также как и приобретать билеты для перелетов, когда наценка на билеты минимальна. Именно поэтому откладывать на следующий отпуск нужно уже сейчас. Неизвестно как поведет себя ценообразование в авиаотрасли в дальнейшем.
Авторские права на данный материал принадлежат «Сургутская трибуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка