О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поддержка с неба: история армейской авиации

К 76-летию армейской авиации рассказываем о ее появлении и основных боевых вертолетах

28 октября 1948 года в Серпухове была создана первая авиационная эскадрилья, оснащенная многоцелевыми вертолетами Г-3 и Г-4 авиаконструктора И.П. Братухина. Это событие и стало официальной датой рождения армейской авиации в России.

Армейская авиация, которая в прошлом году отметила 75-летний юбилей, сегодня входит в Военно-космические силы России и выполняет функции поддержки сухопутных войск. Основным средством армейской авиации являются вертолеты различного назначения: транспортно-десантные Ми-8, "тяжеловесы" Ми-26 и, конечно, ударные Ка-52, Ми-28Н и Ми-35.

Можно сказать, что история армейской авиации начинается с момента появления первых аэропланов в составе войск. К концу Первой мировой войны военно-воздушные силы основных воюющих стран уже имели в своем распоряжении широкий спектр самолетов для различных задач. Перед Великой Отечественной войной армейская авиация Красной армии СССР стала важной частью ВВС, состоящей из смешанных авиационных дивизий и бригад, которые подчинялись командованию сухопутных армий.

После Второй мировой войны, с бурным развитием вертолетостроения, армейская авиация получила новую жизнь во всем мире. Сначала вертолеты в армии выполняли вспомогательные задачи, такие как связь, сбор разведданных, наведение огня, но со временем сфера применения армейской авиации расширялась. В 1950 году выпускается Ми-1, первый советский вертолет, пошедший в крупную серию. Это была успешная машина, которая применялась в армии для разведки и обеспечения связи.

Существенным этапом в развитии мирового вертолетостроения стала война в Корее (1950-1953 гг.), где вертолеты показали свою высокую мобильность и эффективность на поле боя. В СССР в это время активно велись работы по созданию новых вертолетов в ОКБ Камова и ОКБ Миля. В 1953 году вошел в эксплуатацию вертолет Ми-4, способный развивать скорость до 200 км/ч и перевозить до 1,6 т груза. "Четвертый" применялся военными как десантный и противолодочный вертолет. В это время вертолеты становятся основой армейской авиации Сухопутных войск.

В последующие годы в СССР на вооружение поступили вертолеты нового поколения: Ми-8 и Ми-6. Многоцелевая "восьмерка", впервые взлетевшая в 1961 году, стала самым массовым летательным аппаратом армейской авиации, выполняя разнообразные задачи: от транспортировки грузов и личного состава до высадки десанта и огневой поддержки. "Тяжеловес" Ми-6 мог перевозить в грузовой кабине бронетехнику, например две самоходки Су-57. Представленный в 1965 году на авиасалоне в Ле Бурже, он произвел фурор. Конструкторы ОКБ Камова в это время концентрируются на создании корабельных вертолетов.

В 1970-е годы появляется новый тип машин - ударные вертолеты. Арсенал расширяется, боевые вертолеты оснащаются крупнокалиберными пулеметами и малокалиберными автоматическими пушками, управляемыми и неуправляемыми ракетами. Это подтолкнуло СССР к созданию своего ударного винтокрыла - Ми-24, который стал первым советским боевым вертолетом. Он мог перевозить до восьми десантников и вооружался мощными ракетами для борьбы с бронетехникой противника. Его близким родственником является транспортно-боевая модификация Ми-35М. Он может перевозить личный состав, грузы, вести огневую поддержку сухопутных войск. Вертолеты типа Ми-24/35 - одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов.

Следующим поколением ударных вертолетов для армейской авиации стали Ми-28Н "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор". Ми-28Н предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника и малоскоростных воздушных целей в любое время суток. Разведывательно-ударный Ка-52 имеет схожие функции, но отличается соосной схемой, которая придает машине компактность и маневренность.

Также в армейской авиации "служит" Ми-26, крупнейший в мире винтокрылый транспортник. Он способен принять на борт 20 т, перевозить негабаритные грузы на внешней подвеске.

С 2015 года армейская авиация России входит в состав Военно-космических сил РФ. Ее основными задачами являются уничтожение бронетехники, подавление средств ПВО, РЭБ, огневая поддержка десанта, проведение разведки, а также транспортировка грузов и эвакуация военнослужащих. Все это обеспечивают современные российские вертолеты.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка