О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поделили внимание: чем Россия удивила гостей авиашоу в Дубае

Интерес к новой российской боевой технике за рубежом кратно вырос на фоне проведения СВО

Свыше 250 образцов боевой техники представила Россия на международном авиакосмическом салоне Dubai Airshow 2023. Это самая масштабная экспозиция нашего ВПК на зарубежной площадке с начала СВО. Предсказуемо интерес участников и гостей салона вызвали тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э), ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" и экспортные варианты российских систем ПВО. Новым "Ильюшиным" заинтересовалось несколько государств, переговорные позиции по поставкам за рубеж оцениваются в 40-50 самолетов этого типа, выяснили "Известия". Спрос со стороны иностранных заказчиков даже опережает имеющиеся возможности российской оборонной промышленности, констатировал глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

Назад в будущее

Накануне открытия авиасалона Dubai Airshow 2023 звучали опасения, что российская делегация может оказаться на нем в определенной изоляции. Но по его итогам и участники, и эксперты отметили, что, наоборот, интерес к нашим разработкам и проектам только вырос. Российские компании привезли на выставку более 250 образцов современного вооружения и военной техники.

Глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев заявил в Дубае, что текущий портфель заключенных контрактов в рамках военно-технического сотрудничества России с иностранными партнерами уже превысил $50 млрд. По его словам, спрос со стороны иностранных заказчиков даже опережает имеющиеся возможности российской оборонной промышленности. Эту проблему можно решить, скорректировав производственные циклы, конечно, отдав приоритет Минобороны РФ и гособоронзаказу, считает Михеев.

Впрочем, о подписанных контрактах в рамках салона Dubai Airshow пока официально не заявлялось.

- Мы сейчас всем интересны, и об изоляции речь не идет, - рассказал "Известиям" военный эксперт Вадим Козюлин. - Конфликт на Украине стал тестовой площадкой для многих систем вооружения. Сотни типов техники и проектов проходят проверку боем, старая техника модернизируется. У России теперь самый большой опыт в мире по использованию современных вооружений, много задумок и разработок. Все это важно для иностранных военных специалистов.

"Ильюшин" с "Президентом"

Главной российской новинкой Дубая стал тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э) - машину такого типа наша страна на международной площадке показала впервые почти за 30 лет.

- Интерес большой, - сообщил "Известиям" Александр Михеев, заметив, что машиной интересуются страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Также он сообщил, что переговорные позиции по самолетам этого типа оцениваются в 40-50 машин. Он обратил внимание на то, что новый Ил оборудован комплексом "Президент", который защищает его от ПЗРК. Это позволяет самолету участвовать в любых тактических операциях.

Более 70% систем и агрегатов на этом самолете подверглись обновлению. В частности, он получил более мощные двигатели ПС-90, у него усилено крыло и переработано шасси. "Ильюшин" способен поднять в небо до 60 т, его можно использовать как для транспортировки военнослужащих и грузов, так и в качестве противопожарного или медицинского борта.

Собеседник "Известий" в Минобороны России отметил важность размещения комплекса защиты от ПЗРК на военно-транспортной авиации. По его словам, опасность применения противником переносных зенитно-ракетных комплексов стала причиной того, что тяжелые "Ильюшины" не использовались в ходе "гостомельского десанта" в первые дни СВО. Напомним, аэродром Гостомель был захвачен десантом с боевых и транспортных вертолетов.

Боевой "Аллигатор"

Особый интерес у посетителей и участников вызвал вертолет Ка-52, успешно проявивший себя в ходе СВО. Демонстративные полеты "Аллигатора" собрали в Дубае аншлаг, американские летчики и специалисты в первый же день буквально окружили выставочный экземпляр машины.

Гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов заметил, что такой интерес потенциального противника говорит о высоком технологическом уровне этих машин. Риска, что США таким образом смогут скопировать технологии, нет.

- Ка-52 сегодня действительно один из наших ведущих боевых вертолетов, и интерес к нему весьма высок. Тем более что он заслужил достаточно высокую оценку в ходе реальных боевых действий, - рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, заметив, что говорить о заключенных контрактах в рамках Дубая он пока не будет.

Тем не менее он рассказал "Известиям", что в странах региона традиционно большой интерес к средствам ПВО, в частности, в ОАЭ есть наши ЗРПК "Панцирь". В арсеналах ближневосточных стран - БМП-3, ПТРК "Корнет", стрелковое вооружение.

Зампред правительства России Денис Мантуров рассказал "Известиям", что большое количество потенциальных зарубежных заказчиков заинтересовано в покупке медицинских вертолетов "Ансат". В частности, речь идет о странах Ближнего Востока и Африки.

Он уточнил, что Россия давно поставляет боевые самолеты, включая истребители, а также вертолетную технику в страны Северной Африки. Наша авиатехника, по его словам, пользуется там "заслуженным уважением, авторитетом".

Кроме того, были показаны управляемые ракеты класса "воздух - воздух" РВВ-МД2 и РВВ-БД, а также крылатая ракета Х-69 для Су-57, которую впервые вывезли за границу. Была продемонстрирована и легкая управляемая ракета "Изделие 305Э", которая позволяет вертолетам поражать объекты противника с расстояния до 14,5 км.

Также на авиасалоне был представлен обновленный комплекс средств жизнеобеспечения и самообороны летчика. Впервые за рубежом показали входящие в его комплект укороченный автомат Калашникова АК-19, а также 9-миллиметровый пистолет-пулемет Калашникова ППК-20 и компактный 9-миллиметровый пистолет Лебедева ПЛК.

"Сбивать буквально все"

Правитель эмирата Абу-Даби шейх Халед бен Мухаммед Аль Нахайян и делегация военного ведомства ОАЭ во главе с начальником генштаба вооруженных сил генерал-лейтенантом Иссой аль-Мазруи заинтересовались российскими системами ПВО.

Их внимание привлекли зенитные ракетные системы С-350Е "Витязь", комплексы "Викинг", "Тор-Э2", "Тор-М2К", "Тор-М2КМ", а также боевые машины стрелков-зенитчиков ПЗРК "Тайфун-ПВО(Э)".

Заместитель гендиректора АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" Вячеслав Дзиркалн рассказал "Известиям", что эти системы могут сбивать буквально все - "от беспилотников до баллистических ракет", что соответствует современным приемам ведения войны.

Бюрократия и экспорт вооружений

Впрочем, некоторые эксперты по итогам участия России в Dubai Airshow 2023 обратили внимание и на проблемы, которые возникают у экспортеров российской военной продукции. Прежде всего это излишняя забюрократизированность отношений предприятий ОПК и их главного заказчика - Минобороны России, считает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, военный эксперт Илья Крамник.

- Тема экспорта изделий, разработанных или доработанных с учетом опыта СВО, интересная. В рамках текущей практики показывать на выставках совсем свежие вещи почти нереально - для этого нужно получить рекламный паспорт, а для ведения переговоров о поставках - паспорт экспортного облика. Для этого требуются несколько этапов походов по высоким кабинетам и обязательное занижение характеристик в рекламном паспорте относительно предназначенного для нашей армии. Даже если отечественный образец пока бумажный, теоретический и к закупке ВС РФ вообще не планируется. А получить рекламный паспорт на идею нельзя. В итоге зарубежные деятели регулярно выходят на выставки с макетами, за которыми ничего нет, и придуманными ТТХ, собирают заказы, авансы и продают не всегда то, что обещали. А мы из-за устоявшейся бюрократии остаемся без иностранных заказов.

Высокопоставленный источник "Известий" в Минобороны России подтвердил точку зрения военного эксперта. По его словам, военная промышленность без одобрения со стороны военного ведомства не может заявлять перспективные разработки на международных рынках вооружений.

Авторы: Богдан Степовой, Юлия Леонова, Андрей Краснобаев
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка