Центр стратегических разработок в гражданской авиации
8 мая 2024, 17:15
Подведены итоги XI Евразийского международного форума Беспилотная авиация - 2024
Форум Беспилотная авиация - 2024 в очередной раз подтвердил статус основного международного отраслевого мероприятия в области БАС на евразийском пространстве, в котором традиционно приняли участие организации России, Евразийского региона.
Беспилотная авиация - 2024 - крупнейшая Евразийская международная деловая площадка для профессионального обсуждения мировых трендов и инновационных решений, вопросов нормативно-правового и технического регулирования беспилотных авиационных систем.
В форуме Беспилотная авиация - 2024 приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Росавиации, Ространснадзора и других федеральных органов власти, представители национальных органов власти стран ЕАЭС, представители Госкорпорации Ростех, Газпром-нефти, Росгидромета, Почты России, Ростелекома, представители производителей БАС и их комплектующих, разработчиков цифровых решений в области БАС, отраслевых ассоциаций, ведущих научно-исследовательских организаций, средств массовой информации.
В рамках форума были проведены пленарная и тематические сессии по актуальным вопросам в области беспилотной авиации, а также выставка-презентация инновационной отечественной продукции предприятий индустрии беспилотных авиационных систем.
В рамках форума в специальной зоне эксперты могли ознакомиться с передовыми практическими кейсами развития индустрии БАС на разных континентах.
По итогам пленарной сессии, тематических сессий, а также специальной панельной дискуссии, посвященной обсуждению вопросов решений, которые и стратегически и в ближайшей перспективе могут привести к повышению эффективности развития отрасли БАС был высказан ряд мнений ключевых экспертов.
В частности, в рамках панельной дискуссии эксперты отметили:
Корень Антон Владимирович, руководитель Консорциума Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
"В последние годы Консорциум ЦСРТ занимается проектированием, предпроектной проработкой дронопортов - обустроенных посадочных площадок для БАС. Участки для размещения дронопортов ЦСРТ определяет на основе комплексных маркетинговых исследований спроса на услуги БАС во всех сегментах, а также с учетом большого опыта проектирования объектов авиационной инфраструктуры.
Хочу отметить, что в этом направлении требуется как минимум разработка качественных стандартов, методических рекомендаций по оснащению дронопортов практически всеми видами инфраструктуры, оборудования, потому что многие регионы, подходя к этому вопросу не знают, к чему приступить в первую очередь. В рамках развития практической школы проектирования необходимо решать эти методические задачи.
Также важно отметить, что один из ключевых вопросов, который возникает при создании нового дронопорта - это вопрос связи, обеспечения связью. Необходимо обязательно вести работу по выработке систематизированных единых для всей отрасли стандартов и решений.
Эти вопросы решаются ЦСРТ уже на этапе предпроекта, ТЭО, при упаковке инвестиционных проектов, в том числе на условиях ГЧП".
Кукарев Сергей Викторович, руководитель направления АО "ГЛОНАСС":
"Одним из первых шагов видится издание временных правил полетов беспилотных воздушных судов, где четко зафиксировать кто что делает.
Вторым шагом необходимо обеспечить видимость пилотируемой авиации, которая установит в обязательном порядке на себя ответчики, сигнал с которых смогут видеть операторы беспилотных воздушных судов и предиктивно реагировать на возникающие конфликты в воздухе.
И самый важный момент - это перейти к организации межотраслевого взаимодействия".
Хурсевич Сергей Николаевич, советник Губернатора Томской области:
"Первая задача - это активизировать опытную эксплуатацию перед принятием любых решений, потому что на сегодняшний день у нас даже в определении беспилотных авиационных систем я насчитал с десяток разных решении одного статуса, которые прямо противоречат друг другу, не говорю уже о стандартах, которые принимаются - это ГОСТы, образовательные стандарты, нормы летной годности. Они принимаются без практической отработки и в результате шанс на ошибку становится очень высоким.
Вторая позиция, которая с моей точки зрения сейчас экстремально важна, - это начать отработку квази-диспетчерского управления полетами вне пределов прямой видимости. То, что сейчас разрешили со станции вслепую летать - это достаточно смелый шаг.
Третья составляющая - это уже сейчас начать размышлять на темы экспериментов и упрощения регулирования в части наземной инфраструктуры и в части обеспечения транспортной безопасности".
Барышников Денис Борисович, генеральный директор, Консорциум БАС:
"Нам надо решить комплексную проблему связи, про которую мы сегодня начали говорить во всех сегментах ее применения. Это нам даст решение большинства задач, связанных с наблюдением и управлением дронами. Основное условие перехода к таким системам управления - это наличие утвержденных законодательно регламентов и каналов связи в тех территориях, где эксплуатируются беспилотники.
Один из ключевых разделов статей затрат по стоимости летного часа - это персонал. Удаление внешних пилотов от места взлета-посадки дрона серьезно улучшит экономику и сформирует специализацию технического персонала, который обеспечивает линейное обслуживание беспилотников и внешнего пилота, который формирует всю предполетную подготовку, контролирует полет и работает со всеми органами, кто участвует в выполнении летной миссии беспилотника".
Воронов Владимир Владимирович, начальник отдела перспективных исследований, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА):
"Я бы предложил замедлить расширение проектов в области БАС. Я имею в виду, новые технологии, к которым необходимо формирование доверия, а доверие может формироваться только через положительный опыт эксплуатации. Поэтому вот в этой части нужен действительно положительный систематический, даже системный опыт эксплуатации.
Например, перевозка какого-то значимого количества грузов, чтобы это было подтверждено и исполнителем, и заказчиком и этот опыт уже распространять и пропагандировать, чтобы сформировать доверие прежде всего у потребителя и у тех людей, над которыми будут летать БАС".
Мирошниченко Анастасия Александровна, руководитель Исполкома Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, директор Ассоциации Авиационный персонал:
"Нужно очень быстро стандартизировать тот опыт, который мы получаем. Экспериментальный правовой режим нужен для получения опыта и последующей стандартизации. Также очень важно наблюдать за развитием отрасли в других странах. Необходимо изучать то, как система квалификации развивается за рубежом и как она структурируется, внимательно отслеживать, что происходит в Китае и в США. Подробнее следить за развитием системы квалификации в Китае и обмениваться опытом, в том числе работать с международным признанием квалификации".
Авершин Вадим Сергеевич, ведущий аналитик, НИЦ Аэроскрипт:
"Сегодня продолжают открываться множество экспериментальных правовых режимов (ЭПР), которые позволяют выполнять коммерческие работы беспилотником с массой более 30 кг, но что будет после этого?
Должны быть сформулированы требования к технологиям связи и навигации, технологиям предупреждения конфликтов для малых и средних БАС.
Также федеральным органам власти Российской Федерации нужно выработать единую стратегию по анализу результатов ЭПР и систематизации полученных результатов".
В рамках XI Евразийского международного форума "Беспилотная авиация - 2024" состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС).
Лауреатами Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС) 2024 года стали следующие организации:
АО "ГЛОНАСС"
АО "ГЛОНАСС" была разработана Концепция "Цифровое бесшовное небо Российской Федерации" как элемент внедрения БВС в единое воздушное пространство. Предложена архитектура организации гибридной сети связи для обеспечения загоризонтового управления БВС.
АО "ГТЛК"
АО "ГТЛК" была создана одна из первых компаний - операторов беспилотников. АО "ГТЛК" стала первой компанией на рынке лизинга в России, реализовавшей коммерческие сделки по лизингу беспилотников - на более чем 200 ед. в 2023 г. Благодаря высокому профессионализму АО "ГТЛК" определено единственным поставщиком БАС для нужд федеральных органов исполнительной власти в рамках государственного гражданского заказа.
Администрация Томской области
Томская область одним из первых регионов разработала региональную программу развития беспилотных авиационных систем, а также выполнила проектирование крупного научно-производственного центра беспилотных авиационных систем. В последние годы Томская область реализует большое количество инновационных инициатив в области БАС.
АО "НПП "Радар ммс"
Компания является одним из технологических лидеров рынка БАС. АО "НПП "РАДАР ММС" организован первый в России постоянно действующий сервис по авиаперевозке грузов с использованием беспилотных воздушных судов вертолетного типа БВС БТ- 440 собственной разработки и производства.
Компания "Геоскан"
В 2023 году Геоскан запустил в серийное производство БАС Геоскан 801 - первый компактный российский квадрокоптер для видеомониторинга. Полевой отдел Геоскана за шесть месяцев работы только с апреля по октябрь провел аэромагнитную съемку более 41 000 пог. км в России и за рубежом.
Лауреаты Евразийской премии в области БАС были определены по результатам экспертной оценки в соответствии с перечнем объективных измеряемых критериев, качественных характеристик деятельности компаний по итогам прошедшего года.
Евразийская премия в области беспилотных авиационных систем (БАС) была учреждена для поощрения разработчиков и эксплуатантов, провайдеров услуг с применением БАС, а также поставщиков комплектующих и программного обеспечения для отрасли БАС и других предприятий отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты общественной, научной, производственной, коммерческой или иной деятельности в сфере БАС и инновационных разработок для отрасли.
Также в рамках XI Евразийского международного форума Беспилотная авиация - 2024 поднимались вопросы по выработке предложений совершенствования нормативно-правовой базы и развитию рынка беспилотной авиации с участием отраслевых ассоциаций, федеральных органов власти, участников рынка беспилотной авиации, перехода на отечественные комплектующие, программное обеспечение, а также по другим стратегически важным мероприятиям в текущих условиях.
Результаты работы форума в части предложений и рекомендаций по развитию отрасли БАС в России будут представлены в федеральные органы власти.
Евразийский международный форум Беспилотная авиация проводится ежегодно с целью всестороннего обсуждения актуальных вопросов в области производства и применения беспилотных воздушных судов, консолидации отечественного и международного опыта, выработки рекомендаций для эффективного развития беспилотной авиации, а также презентации инновационной продукции предприятий-разработчиков, производителей и поставщиков БАС, обмена практическим опытом, обсуждения путей развития и потребностей отраслей экономики, выполнение работ министерств и ведомств в области развития и совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы и технического регулирования.
XI Евразийский международный форум Беспилотная авиация - 2024 прошел при поддержке и участии федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, национальных органов власти стран ЕАЭС, отраслевых ассоциаций, ведущих научно-исследовательских организаций.
Организатором конференции выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Стратегический партнер конференции - Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
Генеральный информационный партнер: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации - газета Транспорт России.
Следующий XII Евразийский международный форум Беспилотная авиация - 2025 пройдет 25 апреля 2025 года.
Действует предварительная ранняя регистрация на форум и выставку на самых выгодных условиях. Подробности и регистрация на сайте aviacenter.events.
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси