ЦАГИ
12 апреля 2024, 10:42
"Поехали!": ЦАГИ - делу освоения космоса
За каждым громким открытием в этой области стоит напряженный труд коллективов ученых, инженеров, специалистов, рабочих. В День космонавтики вспоминаем вклад Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в дело покорения далеких галактик.
Одно из главных достижений - запуск ракеты-носителя "Восток" с кораблем "Восток-1", который стал возможен в том числе благодаря центру авиационной науки. В институте была проведена большая работа по динамике и управлению полетом "Востока-1". Для борьбы с режимом зависания ученые предложили применить ударный демпфер - специальное устройство, уменьшающее угловые колебания. Кроме того, на специально созданной в ЦАГИ аэробаллистической установке исследовались аэродинамические характеристики корабля при гиперзвуковых скоростях полета. Проведенные эксперименты позволили изучить многие недоступные ранее явления, в том числе коэффициент аэродинамического сопротивления спускаемого аппарата "Восток-1" и картину его обтекания. На основе этих данных были определены траектория спуска аппарата в атмосфере и точка его приземления.
Еще один крупный проект 1960-х годов - комплекс "БОР" (беспилотный орбитальный ракетоплан в составе авиационно-космической системы "Спираль"). Результаты, полученные при исследованиях моделей и масштабных аналогов орбитального самолета в аэродинамических трубах института, позволили с высокой степенью точности определить аэротермодинамические характеристики его планера. Они же в свою очередь стали исходными данными для разработчиков различных систем БОРа. Опыт, накопленный в этой программе, использовался при создании многоразовых авиационно-космических систем следующих поколений.
Большого внимания потребовало создание космического аппарата "Союз". Помимо изучения внешней аэродинамики, пришлось решать сложные проблемы динамики полета при спуске аппарата в атмосфере. Аналогичные задачи стояли перед учеными ЦАГИ и при разработке аппаратов для облета Луны, полетов на Венеру и Марс.
В конце 1970-х годов началась работа в рамках известной всему миру программы "Энергия - Буран". В ЦАГИ был выполнен поистине колоссальный объем испытаний по проекту. В числе основных работ - комплексные исследования по аэродинамике, прочности, расчетам тепловых режимов, разработке рекомендаций по геометрии аппаратов. Особое внимание ученые уделили системе управления "Бурана". Они дали коллегам из ОКБ "Молния" свои предложения по алгоритмам и принципам совмещения автоматического управления и управления летчиком. В институте при содействии ОКБ был создан специальный пилотажный стенд, на котором отрабатывались режимы пилотирования.
Велико значение ЦАГИ и в реализации современных космических проектов. Пилотируемый транспортный космический корабль "Орел", ракета-носитель "Ангара-А5", десантные модули по программе "ЭкзоМарс", прямоточные воздушные электрореактивные двигатели для долговременного поддержания космических аппаратов на сверхнизких орбитах - вот далеко не полный список объектов, исследуемых институтом в последние годы.
Сегодня, спустя более 60 лет с момента первого полета человека в космос, центр авиационной науки вновь встает перед большими вызовами, которые бросают нам тайны неизведанной Вселенной. Среди новых направлений деятельности ЦАГИ - участие в создании ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью. Таким образом роль института в истории освоения звездных далей можно назвать поистине "космической" - от первого "Поехали!" до инновационных проектов будущего.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы