Известия
11 апреля 2024, 06:56
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров "Уральских авиалиний"
К этому привела аварийная посадка самолета компании в поле под Новосибирском
Поставить точку
Комиссия Росавиации завершила повторное расследование серьезного авиационного инцидента с самолетом "Уральских авиалиний", который в сентябре прошлого года произвел аварийную посадку в пшеничном поле под Новосибирском. С новым отчетом, подписанным 4 апреля, ознакомились "Известия".
12 сентября Airbus A320 выполнял рейс из Сочи в Омск. Во время захода на посадку в аэропорт назначения после выпуска шасси сработала сигнализация неисправности "зеленой" гидросистемы. Экипаж принял решение уйти на запасной аэродром в Новосибирск, однако в процессе полета он выявил повышенный расход топлива и определил, что его не хватит. В связи с этим было принято решение выполнить вынужденную посадку. Борт благополучно приземлился на сельскохозяйственное поле в 186 км от Новосибирска. Никто из 161 пассажира и шести членов экипажа не пострадал.
В своем заключении комиссия указала, что вынужденная посадка самолета в поле произошла в результате множественных нарушений и ошибок, допущенных экипажем, которые привели к нехватке топлива при уходе на запасной аэродром. А причинами недостаточной подготовки пилотов к действиям в усложненной ситуации она назвала "недостатки в обеспечении безопасности полетов, организации летной работы и профессиональной подготовки членов летных экипажей в авиакомпании".
Первоначально комиссия Западно-Сибирского МТУ Росавиации завершила расследование в конце октября. Но через неделю агентство отменило свой отчет из-за допущенных в нем нарушений и возобновило расследование. В документе нашли ошибки в расчетах, противоречия, неподтвержденные данные, неверные утверждения, некорректные и недостаточные для предотвращения подобных событий в будущем рекомендации. Также не возникло вопросов к уровню теоретической и тренажерной подготовки пилотов в "Уральских авиалиниях". В итоге был назначен новый состав комиссии, которая продолжила расследование.
Потребовали отставки
По результатам расследования комиссия рекомендовала "Уральским авиалиниям" в числе прочего рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям ответственных за обеспечение безопасности полетов лиц, следует из отчета. Речь идет о двух заместителях гендиректора Сергея Скуратова - летного директора Сергея Глазкова и директора по качеству Алексея Фомина, в компании они работают уже 31 и 24 года соответственно.
- Решение об их соответствии занимаемым должностям будет принимать совет директоров авиакомпании, - сказала "Известиям" пресс-секретарь "Уральских авиалиний" Вера Гасникова. Сергей Глазков входит в состав совета.
Она уточнила, что на данный момент 80% рекомендаций комиссии Росавиации уже выполнены. Там также сообщили, что севший в поле самолет в будущем не собираются использовать в коммерческой эксплуатации.
За предыдущие семь месяцев авиакомпания рассматривала несколько вариантов транспортировки самолета с поля: его вывоз целиком, поднятие вертолетом по частям. Также обсуждался взлет с подготовленной замерзшей поверхности, но расчеты показали, что плотность грунта недостаточна, а Airbus 320 может подняться только с искусственной площадки. Еще один вариант - построить взлетную полосу, однако при таком удалении поля от Новосибирска доставлять плиты, устанавливать их и готовить ВПП нецелесообразно и слишком затратно, рассказали "Известиям" в "Уральских авиалиниях".
Там добавили, что аренда поля в колхозе имени Ленина на данный момент обошлась перевозчику в 1,2 млн рублей, плюс почти 9,3 млн рублей составили другие затраты - на охрану самолета, ограждения, транспорт, контейнеры. Также организация несет большие расходы на поддержание технического состояния лайнера.
Пролить свет
Комиссия Росавиации отметила неудовлетворительный уровень профессиональной подготовленности пилотов Сергея Белова и Эдуарда Семенова при выполнении нормальных и аварийных процедур. К основным недостаткам она отнесла недостаточные знания работы систем самолета и их нормальной и аварийной индикации, нарушение технологии работы экипажа, несоблюдение порядка взаимодействия при возникновении отказов и в аварийной обстановке, выполнения чек-листов, неправильный расчет посадочных характеристик, необходимого топлива и прочее.
После отказа гидросистемы действия пилотов были дезорганизованы и непоследовательны, говорится в отчете. Они испытывали трудности с определением фактического положения шасси, притом что датчики регистрировали выпущенное положение всех стоек на протяжении полета с момента захода на посадку. Приземление в Омске экипаж вообще не рассматривал, хотя, как указано в документе, ему было "очевидно", что длины полосы в аэропорту назначения хватает для безопасного приземления с учетом отказа систем, погодные условия также позволяли это сделать.
Решение следовать на запасной аэродром в Новосибирск командир воздушого судна (КВС) принял необоснованно и без выполненного расчета необходимого количества топлива. Для ухода в Толмачево с выпущенными шасси и закрытыми створками экипажу не хватало 5,6 т, показали расчеты комиссии. Анализ внутрикабинных переговоров свидетельствует о том, что экипаж осознавал невозможность уборки шасси и малый остаток топлива, говорится в документе.
Специалисты определили, что главным фактором, повлиявшим на решение Сергея Белова уйти в Новосибирск вместо посадки в Омске, стала рекомендация перевозчика при возникновении неисправностей в полете следовать в тот аэропорт, где есть подготовленный технический персонал для скорейшего устранения отказа (ближайший к Омску был в Новосибирске). В этом членам комиссии Росавиации признался сам КВС, следует из протокола опроса (есть у "Известий"). Такая рекомендация содержалась в брифинг-пакете для экипажей и доводилась до них перед каждым рейсом. Однако после аварийной посадки в поле 12 сентября "Уральские авиалинии" сразу же ее убрали из документа. "Потому что понимали, что это повлияло на экипаж", сказал Сергей Белов.
По объяснениям экипажа, в момент принятия решения об уходе на запасной аэродром пилоты опасались, что "могут получить негативную реакцию от руководства", если вразрез с рекомендациями компании сядут в Омске, где отсутствует возможность оперативно устранить неисправность гидравлической системы, так как это может привести к задержке следующих вылетов и дополнительным расходам, отмечается в отчете. Кроме того, опрос рядового летного состава показал, что за допущенные ошибки и отклонения (не нарушения) пилоты получают неформальные выговоры.
Коммерческий приоритет
Комиссия в своем заключении указала на приоритет в "Уральских авиалиниях" коммерческих интересов руководства над вопросами обеспечения безопасности полетов. Она отметила и неудовлетворительную работу подразделений, отвечающих за подготовку пилотов. В отчете также говорится, что организация летной работы компании "находится на низком уровне".
Специалисты отдельно выделили высокую нагрузку на инструкторский состав, который полгода не занимался летно-методической работой и полностью был задействован в выполнении производственных полетов и в тренировках на тренажере. А сценарий периодической тренажерной подготовки пилотов существенно перегружен отказами систем, что приводит к невозможности качественно отточить все элементы, в результате часть отказов не отрабатывается вообще.
Впрочем, начальник инспекции по безопасности полетов "Уральских авиалиний" Дмитрий Соловьев, который входил в состав комиссии по расследованию и был ее зампредом, не согласился с некоторыми доводами в отчете. Он просил изменить в документе свыше десяти формулировок, следует из приложений к отчету. В частности, выводы о низком уровне организации летной работы он назвал субъективной оценкой, оказывающей негативное влияние на деятельность перевозчика.
Кроме того, Дмитрий Соловьев указал, что в отчете не учитывается психофизиологическое состояние экипажа, оценка его действий производилась без привлечения профессионального психолога. Переговоры пилотов внутри кабины свидетельствуют о том, что развитие стресса произошло в условиях нестандартной ситуации на психологическом и поведенческом уровнях, что привело к поспешным и, как следствие, ошибочным действиям, оценке ситуации и принятию решения командира.
Выявили причины
Основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков отметил, что Росавиация задала новый уровень качества расследования таких инцидентов в России. По его словам, в сравнении с практикой последних как минимум 10 лет сложно найти аналог расследования, выполненного на таком же качественном уровне.
- Отчет получился очень откровенным и многофакторным. Для наглядности его достаточно сравнить с первой версией. Однозначно можно констатировать, что это следствие решения руководства центрального аппарата Росавиации продолжить расследование и назначить новый состав комиссии, - пояснил эксперт.
Он указал, что обычно в таких группах по расследованию большое участие принимают представители самой авиакомпании - участницы инцидента, что позволяет перевозчикам в отчетах "сглаживать острые углы".
Новый отчет с результатами посадки самолета в поле под Новосибирском в полной мере направлен на достижение главной цели любого расследования - выявление первопричин инцидента и исключение повторения подобных событий в будущем. Важно, чтобы теперь такое качество расследования стало обычной практикой, а не осталось приятным исключением, резюмировал Андрей Патраков.
Автор: Максим Талавринов
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы