Известия
24 января 2025, 09:33
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Каким образом новая технология поможет развитию сферы БПЛА в стране
Что такое вертопорт
Российские компании "Русдронопорт" и "Радар ММС" разработали вертопорт, автоматизированную станцию для зарядки батарей, а также запуска и приема БПЛА вертолетного типа. Это новый вид дронопорта, рассказал генеральный директор компании, эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" Николай Ряшин.
- Никто в мире не делал вертопорт под беспилотник сопоставимого размера, и тем более под БПЛА вертолетного типа. Аппарат позволяет запускать вертолет на миссию автономно, без присутствия оператора на месте. Дронопорт хранит в себе беспилотник - в нужный день и время он открывается, из него вылетает вертолет, реализует, например, мониторинговую задачу и возвращаются обратно. Внутри вертопорта он заряжается, передает собранные данные на сервер и готовится к следующему вылету, - сказал "Известиям" Николай Ряшин.
Созданный вертопорт адаптирован под беспилотное воздушное судно (БВС) "ВТ 30Е" и поставляется вместе с аппаратом. Максимальная грузоподъемность дрона составляет 7 кг, максимальная длительность полета - 1,5 часа, крейсерская скорость - 55 км/ч, дальность полета - 40 км. Также разработчик занимается созданием вертопорта нового поколения, который будет совместим с другими беспилотными вертолетами отечественного производства взлетной массой до 30 кг включительно.
По словам Николая Ряшина, в настоящее время проводится опытная эксплуатация вертопорта на площадке "Радар ММС" в Санкт-Петербурге.
Как пояснил разработчик, нет данных, что в мире были сделаны промышленно эксплуатируемые или хотя бы опытные образцы дронопортов для беспилотных вертолетов. Возможно, есть засекреченные разработки. По его словам, новой технологией уже заинтересовались заказчики из стран Ближнего Востока, сейчас компания рассматривает возможность экспортных поставок вертопорта.
Зачем нужны дронопорты и вертопорты
Дронопорты помогут экономить крупным эксплуатантам десятки миллионов рублей в год на выполнение работ. Под крупными имеются ввиду промышленный сектор, горнодобывающие компании, нефтехимические и так далее, считает генеральный директор компании "Дронсхаб групп" Максим Томских.
- Прежде всего дронопорты, в том числе вертопорт, будут востребованы на территориях, где нет возможности организовать постоянную работу человека или выполнение работ опасно для его здоровья или крайне затратно. Эти решения можно использовать и для организации поисково-спасательных работ, или работы в местах ЧС, - сказал он.
По словам заместителя декана факультета "Специальное машиностроение" МВТУ им. Баумана Андрея Новикова, разработка поможет сельскому хозяйству - несколько таких вертопотов можно разместить на сельхозземлях и осуществлять регулярный мониторинг и сбор данных.
Также такие дронопорты найдут применение в области энергетики для систематического контроля состояния ЛЭП - это может быть охрана, контроль территорий. Эти системы могут быть полезны для спасателей, чтобы, например, проводить регулярный мониторинг прибрежных зон и оперативно осуществлять помощь. Это только единичные примеры, потенциальное применение может быть гораздо шире, считает эксперт.
- Это еще один шаг к повышению гибкости и автономности беспилотных авиационных систем, который поможет привлечь больше инвестиций в данную отрасль. А это, в свою очередь, подтолкнет к созданию еще более совершенных систем, - отметил специалист.
Разработка прежде всего будет востребована для городской аэрологистики, считает генеральный директор компании "Летающие грузовики" Антон Блик. Он напомнил, что на данный момент в России летать над городами нельзя, разрешены полеты только по редким маршрутам за пределами населенных пунктов. Поэтому у разработки есть большой экспортный потенциал, например, если компании захотят выйти на рынок Азии, полагает он.
- О создании вертопорта для беспилотников вертолетного типа пока никто во всеуслышанье не заявлял. Экспортный потенциал у проекта есть, прежде всего - в дружественных странах Азии и Африки, заинтересованных в развитии беспилотных сегментов своих экономик, - отметил представитель компании "Флай Дрон" Николай Ивашов.
Как он отметил, существует несколько сценариев использования вертопорта: это и мониторинговые миссии всех видов, и аэрологистика, и поисковые работы, и обеспечение безопасности различных объектов.
Однако не все эксперты считают технологию инновационной. Ничего принципиально нового в технологии нет, это просто разновидность дронопорта, считает IT-эксперт Сергей Поморцев.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
Окончательные итоги расследования ЧП с самолетом AZAL могут занять время
Январь 24, 2025
Экипаж вертолета Ми-35м уничтожил живую силу и опорный пункт подразделений ВСУ в курском приграничье