МАИ
11 ноября 2024, 14:01
Предиктивная аналитика: как искусственный интеллект предсказывает поломку самолета
- Традиционно контроль за техническим состоянием оборудования ведется на основе планового техобслуживания, регламентов настройки режимов, а также анализа, основанного на исторических данных, - рассказывает доцент кафедры 806 "Вычислительная математика и программирование", заместитель начальника управления "IT-Центр" МАИ Петр Ухов. - Благодаря предиктивной аналитике техобслуживание производится по необходимости. Это позволяет обеспечить раннее обнаружение дефектов и предотвратить аварийные остановки оборудования.
Развитием предиктивной аналитики является прескриптивная аналитика, которая направлена на настройку режимов оборудования и оптимизацию тех или иных параметров. Как следствие использования искусственного интеллекта - снижение издержек и повышение безопасности полетов.
"Индекс здоровья" самолета
Предиктивная аналитика позволяет делать заключение на основе имеющихся данных. Для составления прогноза в машину загружаются эксплуатационная, проектная и конструкторская документация, данные изменения параметров оборудования в ходе нормальной эксплуатации, информация об объеме проведенного техобслуживания и зафиксированных отказов. Это могут быть актуальные значения таких параметров, как давление, температура, расход топлива и специальных жидкостей и т.д. Кроме этого могут быть использованы математические закономерности, например, математическая модель двигателя или его компонента.
На основе этого создается предиктивная модель оборудования и формируется прогноз в виде различных параметров. Одним из таких параметров может быть "индекс здоровья" - показатель надежности системы и дополнительная информация, характеризующая причины возможного отклонения от нормы.
- С помощью искусственного интеллекта эксплуатант может определить, например, когда необходимо совершить промывку авиационного двигателя, чтобы температура газа за турбиной не достигала критических значений и сохранялся оптимальный расход топлива, - говорит Петр Ухов. - Промывают двигатель как водой, так и достаточно дорогими химическими составами с ингибиторами коррозии. Поэтому рекомендации по использованию того или иного процесса позволяют повысить ресурс и сделать это экономически эффективнее.
Диагноз для двигателя
Подобные проблемы решает компания S7 TechLab - разработчик инновационных IT-решений, входящая в состав холдинга S7. В рамках программы по импортозамещению компания разработала отечественную систему мониторинга состояния авиационного двигателя. Прежде использовалась швейцарская, которая работала в режиме облачного сервиса: статистические данные отправлялись за рубеж, где искусственный интеллект и система статистики вычисляли параметры качества работы двигателя и присылали назад готовые рекомендации по обслуживанию техники.
В 2023 году специалисты компании передали на "цифровую кафедру" Московского авиационного института данные по эксплуатации авиационных двигателей. На их основе студентами были обучены модели машинного обучения и проанализированы входные и выходные данные системы мониторинга авиационного двигателя.
Молодые инженеры МАИ предложили ряд решений, которые будут использованы в новых системах предиктивной аналитики. В том числе они разработали решение, которое прогнозирует запас температуры газов в двигателе на основе многочисленных параметров системы мониторинга. Данное решение специалисты S7 TechLab использовали в своей работе.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы