МАИ
4 декабря 2023, 07:06
"Приоритет-2030": МАИ представил результаты работы за 2023 год
Ректор МАИ Михаил Погосян сообщил, что трансформация модели МАИ связана с тесным взаимодействием с индустрией и существенным увеличением НИОКР по реальным отраслевым проектам, обеспечивающим технологическое развитие экономики:
"Ежегодный объем работ увеличился более чем на 40%. Университет участвует в реализации ключевых авиационных программ: SJ-100, МС-21, ШФДМС, ТВРС-44, в проекте сверхзвукового самолета и других. Развитие программ серийного производства малых космических аппаратов, Российской орбитальной станции, многоразовых ракет-носителей, внедрение технологий управления проектами, цифровой трансформации, реализация комплексных программ ДПО позволили сформировать в индустрии новые подходы к разработке перспективных программ.
Мы реализуем комплексный подход к развитию рынка беспилотных авиационных систем (БАС). Формирование эффективных моделей применения БАС, создание беспилотных летательных аппаратов на базе отечественных компонентов, сокращение сроков сертификации, подготовка кадров являются ключевыми направлениями работы МАИ для формирования и развития нового рынка. Сегодня нами создан фундамент для дальнейшего развития в 2024 г. комплексных программ взаимодействия с индустрией по внедрению перспективных технологий и трансформации образовательных программ".
Кратко об итогах:
В 2023 г. в рамках стратегического проекта "Будущие аэрокосмические рынки - 2050" МАИ выполнял востребованные индустрией работы в области формирования цифровой среды разработки, сертификации, производства и эксплуатации авиационной техники. Выполнен комплекс работ в интересах предприятий ПАО "ОАК": разработана цифровая платформа весового проектирования (информационная система для анализа и контроля весовых характеристик перспективных летательных аппаратов), проект по формированию цифрового паспорта изделий, создан уникальный комплекс расчетных методик и математических моделей, в том числе для описания течений в окрестности маршевой и вспомогательной силовых установок и воздействия поражающих факторов при разлете пневматики колес самолета SJ-100. Создаваемая единая цифровая среда позволяет существенно сократить сроки и стоимость разработки и сертификации авиационной техники.
Университет выполнял работы в области разработки, производства и испытаний опытных агрегатов и систем, в первую очередь в интересах программы SJ-100. МАИ разработал в интересах АО "Гидравлика" готовые к серийному производству агрегаты и узлы гидравлической системы самолета и сопровождает сертификационные испытания системы. В интересах ПАО "МИЭА" университет разработал систему контроля перекоса механизации крыла, испытания которой были проведены на базе собственного стендового комплекса. В настоящее время осуществляется сопровождение испытаний системы уже в составе комплексной системы управления на стендах заказчика и в летных испытаниях.
Проекты МАИ позволяют промышленности сократить сроки освоения критических технологий, обеспечивающих серийное производство систем и агрегатов, а также надежность и безопасность эксплуатации отечественной импортозамещающей авиатехники.
По направлению проектирования конструкций из композиционных материалов в МАИ в интересах ПАО "ОАК" на базе расчетно-экспериментальных исследований разработаны методика расчета усталостной прочности полимерных агрегатов планера самолета SJ-100, а также проект программы испытаний для определения механических свойств различных композиционных материалов. Проведенная оценка механических свойств полимеров позволит МАИ уже в следующем году разработать отечественные методики ремонта эксплуатационных повреждений. Изучение свойств композиционных материалов позволит спрогнозировать поведение материалов в эксплуатации и сократить объем ресурсных испытаний планера на 50%.
В области создания систем для перспективных космических аппаратов (КА) в МАИ в интересах АО "ЦНИИмаш" разработан проект системы разделения ускорителей первой и второй ступеней перспективной ракеты-носителя без использования пиросредств. В интересах АО "РЕШЕТНЕВ" разработан эскизный проект имитатора электроракетного двигателя (ЭРД) для КА. Созданы и прошли испытания опытные образцы ЭРД для малых КА и микроЭРД для КА типа CubeSat (для АО "ЦНИИМмаш", ООО "Спутникс" и ООО "ЦПВТ").
В рамках стратегического проекта "Аэромобильность" МАИ формирует комплексные модели применения беспилотных авиационных систем и услуги на их основе. Университет разработал более 15 собственных комплексов, в первую очередь в интересах сельского хозяйства. Среди них БАС "Агроскаут" для автоматизированного осмотра сельскохозяйственных полей, облета их по заданным точкам и проведения фотофиксации заданных участков поля. В процессе реализации проекта разработана технология предотвращения столкновений и огибания препятствий, также аппарат оснащен станцией внешнего пилота собственной разработки. Еще одна разработка - БАС "Агродрон" - создана для применения в авиационно-химических работах в связи с востребованностью услуг по дифференцированному точному ультрамалообъемному внесению средств защиты растений, удобрений и прикормок. Аппарат оснащен станцией внешнего пилота собственной разработки. В рамках проекта запущена разработка электродвигателя и аккумуляторной батареи для применения в составе изделий, разрабатываемых в МАИ. Комплексный подход университета к развитию аэромобильности дополняют работы на базе собственного испытательного полигона на аэродроме МАИ Алферьево и Сертификационного центра БАС, аккредитованного Росавиацией.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали