О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проект разведывательных и ударных БПЛА "Прыгун-1"

Российская промышленность активно осваивает и внедряет новые для себя концепции беспилотных авиационных систем. Одним из таких проектов является "Прыгун-1", представленный на одной из недавних выставок. Этот проект предполагает создание семейства беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа, способных осуществлять разведку и атаковать наземные цели. Хотя проект находится на ранней стадии разработки, он уже вызывает большой интерес и обещает большое будущее.

Перспективная концепция

Разработка БПЛА "Прыгун-1" ведется московским НПО "Двина" совместно с военным инновационным технополисом "Эра". Обе организации имеют большой опыт в создании военной электроники и другой техники, и теперь они используют его для реализации новой концепции.

Проект "Прыгун-1" был впервые представлен на военно-техническом форуме "Армия-2024". На стенде "Двины" были представлены макеты беспилотника и пускового устройства, а также основная информация о проекте и графические материалы.

Сообщается, что проект находится на стадии проработки концепции и создания первых прототипов. Разработчики ищут оптимальные технические решения и прорабатывают различные аспекты конструкции. Они уже нашли оптимальную архитектуру и сформировали будущие тактики применения БПЛА.

"Прыгун-1" позиционируется как многоцелевой БПЛА. Он предназначен для использования наземными подразделениями для ведения разведки, обнаружения и поражения целей. БПЛА будет работать в управляемом или автоматическом режиме, что позволит ему функционировать в сложной помеховой обстановке.

В ходе форума "Армия-2024" разработчики не уточнили, сколько времени потребуется для завершения разработки "Прыгуна-1". Однако начало полноценных летных испытаний, запуск производства и поставки техники в армию рассматриваются как дело обозримого будущего, хотя точные сроки не были названы.

Два беспилотника

4 сентября издание "Известия" опубликовало новые подробности о проекте "Прыгун-1", которые предоставили представители компании-разработчика. Оказалось, что на основе общих решений и компонентов разрабатываются сразу два БПЛА, которые будут отличаться своими функциями и возможностями.

В рамках одного проекта создаются два унифицированных беспилотника. Первый из них будет крупнее и сможет нести модульную нагрузку, такую как оптико-электронная станция или боевая часть. Второй же будет иметь только боевой заряд, а разведывательная модификация не предусмотрена.

Несмотря на различия в размерах и функциях, оба варианта "Прыгуна-1" будут иметь похожие летно-технические характеристики. Также планируется использовать унифицированные пусковые устройства, общую станцию управления и другие компоненты.

Как и раньше, точные сроки завершения работ остаются неизвестными. Однако разработка проекта продолжается, и это постепенно приближает момент начала испытаний или запуска производства.

Платформа и нагрузка

В рамках проекта "Прыгун-1" разрабатываются два БПЛА вертолетной схемы, которые внешне похожи друг на друга и унифицированы по агрегатам. Они будут отличаться размерами и массой, но выполнять схожие боевые задачи.

Оба БПЛА имеют цилиндрический корпус. На "Армии-2024" демонстрировались корпуса, изготовленные из пластика методом трехмерной печати. В верхней части корпуса, ближе к торцу, находится несущая система в виде пары соосных винтов противоположного вращения. В нижней части корпуса размещается полезная нагрузка или целевой модуль.

БПЛА комплектуются электродвигателями. Количество моторов и способ передачи крутящего момента на винты не названы. Аппараты смогут выполнять вертикальный и горизонтальный полет. Штатный аккумулятор позволит пролетать до 30 км и оставаться в воздухе около 26 минут.

Более тяжелый "Прыгун-1" имеет взлетную массу 5,5 кг и более крупные размеры. Для него разрабатывается модуль полезной нагрузки с боевой частью фугасного действия неизвестной массы. Также создается модуль разведки с видеокамерой или тепловизором. Второй БПЛА примерно вдвое меньше и может нести только облегченную боевую часть. Установка разведывательных приборов не предусматривается.

Замена модулей будет крайне простой процедурой. Приборы монтируются на корпусе при помощи резьбового соединения и универсального разъема. Оператор должен просто открутить установленную нагрузку и поместить на ее место новый модуль.

"Прыгуны" получат систему управления с несколькими режимами работы. Они смогут выполнять команды оператора либо работать самостоятельно. Разрабатывается программное обеспечение с функциями искусственного интеллекта, которое обеспечит работу БПЛА в составе "роя" и самостоятельное выполнение задач.

Обе модели БПЛА будут работать с унифицированной пусковой установкой, выполненной в виде цилиндра с пневматической катапультой. По команде оператора, беспилотник выталкивается в воздух, после чего запускает двигатель, раскладывает лопасти и начинает самостоятельный полет.

Обе версии "Прыгуна" смогут возвращаться к месту старта и совершать вертикальную посадку. Однако для легкого беспилотника-камикадзе это будет нештатным режимом работы: он должен находить и поражать цель.

Благодаря небольшим размерам и массе, "Прыгуны-1" смогут переноситься собственным расчетом или перевозиться любым транспортом. Оператор сможет выполнять запуск и применять свои БПЛА практически с любой площадки.

Также в НПО "Двина" рассматривают возможность использования "Прыгунов" на технике. Несколько пусковых установок может находиться на танке или иной бронемашине. При необходимости экипаж сможет запускать беспилотник и изучать окружающую обстановку или атаковать цели, недоступные для основного вооружения.

Планы и преимущества

Разработчики проекта "Прыгун-1" утверждают, что их БПЛА имеют ряд важных преимуществ перед аналогичными изделиями существующих типов. Основные достоинства нового проекта обусловлены его компоновкой и схемой.

Двухвинтовая соосная схема обеспечивает беспилотнику требуемый уровень летных характеристик. Благодаря этому достигается высокая скорость и дальность полета. БПЛА достаточно устойчив и может выполнять полеты в разных условиях, в том числе в плохую погоду.

Винтомоторная группа такого беспилотника получается значительно проще, чем двигательные установки квадрокоптеров со схожими характеристиками. В частности, за счет этого сокращается расход энергии. Можно уменьшить используемый аккумулятор и облегчить беспилотник либо увеличить дальность и продолжительность полета.

Еще одной сильной стороной проекта "Прыгун-1" является наличие сменных полезных нагрузок. Более тяжелый БПЛА сможет нести различные оптические средства или боевую часть. Благодаря этому сам беспилотник или "рой" таких изделий станут гибким разведывательно-ударным средством. Легкий БПЛА линейки не является многофункциональным, но и он должен показывать высокие летные и боевые характеристики.

Большой интерес представляют обещания разработчиков в контексте систем управления. "Прыгуны" смогут выполнять команды или действовать самостоятельно, причем в составе группы. Если удастся создать подобное программное обеспечение, то новые БПЛА получат особые возможности и смогут показывать высокую эффективность при выполнении всех предусмотренных задач.

Ожидаемый результат

В целом, концепция многоцелевого семейства БПЛА от НПО "Двина" кажется интересной и перспективной. Беспилотники "Прыгун-1" с заявленными характеристиками и возможностями в будущем смогут дополнить другую военную технику и расширить разведывательно-ударные возможности подразделений.

Однако проект от НПО "Двина" пока находится на стадии разработки. Для его завершения, проведения испытаний, отработки двух беспилотников и запуска производства потребуется время. При этом проект имеет амбициозные цели, и их достижение может занять больше времени, чем планировалось. Сможет ли команда разработчиков "Прыгуна" успешно выполнить поставленные задачи и когда это произойдет, покажет время.

Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка