Военное обозрение
6 сентября 2024, 07:20
Проект разведывательных и ударных БПЛА "Прыгун-1"
Перспективная концепция
Разработка БПЛА "Прыгун-1" ведется московским НПО "Двина" совместно с военным инновационным технополисом "Эра". Обе организации имеют большой опыт в создании военной электроники и другой техники, и теперь они используют его для реализации новой концепции.
Проект "Прыгун-1" был впервые представлен на военно-техническом форуме "Армия-2024". На стенде "Двины" были представлены макеты беспилотника и пускового устройства, а также основная информация о проекте и графические материалы.
Сообщается, что проект находится на стадии проработки концепции и создания первых прототипов. Разработчики ищут оптимальные технические решения и прорабатывают различные аспекты конструкции. Они уже нашли оптимальную архитектуру и сформировали будущие тактики применения БПЛА.
"Прыгун-1" позиционируется как многоцелевой БПЛА. Он предназначен для использования наземными подразделениями для ведения разведки, обнаружения и поражения целей. БПЛА будет работать в управляемом или автоматическом режиме, что позволит ему функционировать в сложной помеховой обстановке.
В ходе форума "Армия-2024" разработчики не уточнили, сколько времени потребуется для завершения разработки "Прыгуна-1". Однако начало полноценных летных испытаний, запуск производства и поставки техники в армию рассматриваются как дело обозримого будущего, хотя точные сроки не были названы.
Два беспилотника
4 сентября издание "Известия" опубликовало новые подробности о проекте "Прыгун-1", которые предоставили представители компании-разработчика. Оказалось, что на основе общих решений и компонентов разрабатываются сразу два БПЛА, которые будут отличаться своими функциями и возможностями.
В рамках одного проекта создаются два унифицированных беспилотника. Первый из них будет крупнее и сможет нести модульную нагрузку, такую как оптико-электронная станция или боевая часть. Второй же будет иметь только боевой заряд, а разведывательная модификация не предусмотрена.
Несмотря на различия в размерах и функциях, оба варианта "Прыгуна-1" будут иметь похожие летно-технические характеристики. Также планируется использовать унифицированные пусковые устройства, общую станцию управления и другие компоненты.
Как и раньше, точные сроки завершения работ остаются неизвестными. Однако разработка проекта продолжается, и это постепенно приближает момент начала испытаний или запуска производства.
Платформа и нагрузка
В рамках проекта "Прыгун-1" разрабатываются два БПЛА вертолетной схемы, которые внешне похожи друг на друга и унифицированы по агрегатам. Они будут отличаться размерами и массой, но выполнять схожие боевые задачи.
Оба БПЛА имеют цилиндрический корпус. На "Армии-2024" демонстрировались корпуса, изготовленные из пластика методом трехмерной печати. В верхней части корпуса, ближе к торцу, находится несущая система в виде пары соосных винтов противоположного вращения. В нижней части корпуса размещается полезная нагрузка или целевой модуль.
БПЛА комплектуются электродвигателями. Количество моторов и способ передачи крутящего момента на винты не названы. Аппараты смогут выполнять вертикальный и горизонтальный полет. Штатный аккумулятор позволит пролетать до 30 км и оставаться в воздухе около 26 минут.
Более тяжелый "Прыгун-1" имеет взлетную массу 5,5 кг и более крупные размеры. Для него разрабатывается модуль полезной нагрузки с боевой частью фугасного действия неизвестной массы. Также создается модуль разведки с видеокамерой или тепловизором. Второй БПЛА примерно вдвое меньше и может нести только облегченную боевую часть. Установка разведывательных приборов не предусматривается.
Замена модулей будет крайне простой процедурой. Приборы монтируются на корпусе при помощи резьбового соединения и универсального разъема. Оператор должен просто открутить установленную нагрузку и поместить на ее место новый модуль.
"Прыгуны" получат систему управления с несколькими режимами работы. Они смогут выполнять команды оператора либо работать самостоятельно. Разрабатывается программное обеспечение с функциями искусственного интеллекта, которое обеспечит работу БПЛА в составе "роя" и самостоятельное выполнение задач.
Обе модели БПЛА будут работать с унифицированной пусковой установкой, выполненной в виде цилиндра с пневматической катапультой. По команде оператора, беспилотник выталкивается в воздух, после чего запускает двигатель, раскладывает лопасти и начинает самостоятельный полет.
Обе версии "Прыгуна" смогут возвращаться к месту старта и совершать вертикальную посадку. Однако для легкого беспилотника-камикадзе это будет нештатным режимом работы: он должен находить и поражать цель.
Благодаря небольшим размерам и массе, "Прыгуны-1" смогут переноситься собственным расчетом или перевозиться любым транспортом. Оператор сможет выполнять запуск и применять свои БПЛА практически с любой площадки.
Также в НПО "Двина" рассматривают возможность использования "Прыгунов" на технике. Несколько пусковых установок может находиться на танке или иной бронемашине. При необходимости экипаж сможет запускать беспилотник и изучать окружающую обстановку или атаковать цели, недоступные для основного вооружения.
Планы и преимущества
Разработчики проекта "Прыгун-1" утверждают, что их БПЛА имеют ряд важных преимуществ перед аналогичными изделиями существующих типов. Основные достоинства нового проекта обусловлены его компоновкой и схемой.
Двухвинтовая соосная схема обеспечивает беспилотнику требуемый уровень летных характеристик. Благодаря этому достигается высокая скорость и дальность полета. БПЛА достаточно устойчив и может выполнять полеты в разных условиях, в том числе в плохую погоду.
Винтомоторная группа такого беспилотника получается значительно проще, чем двигательные установки квадрокоптеров со схожими характеристиками. В частности, за счет этого сокращается расход энергии. Можно уменьшить используемый аккумулятор и облегчить беспилотник либо увеличить дальность и продолжительность полета.
Еще одной сильной стороной проекта "Прыгун-1" является наличие сменных полезных нагрузок. Более тяжелый БПЛА сможет нести различные оптические средства или боевую часть. Благодаря этому сам беспилотник или "рой" таких изделий станут гибким разведывательно-ударным средством. Легкий БПЛА линейки не является многофункциональным, но и он должен показывать высокие летные и боевые характеристики.
Большой интерес представляют обещания разработчиков в контексте систем управления. "Прыгуны" смогут выполнять команды или действовать самостоятельно, причем в составе группы. Если удастся создать подобное программное обеспечение, то новые БПЛА получат особые возможности и смогут показывать высокую эффективность при выполнении всех предусмотренных задач.
Ожидаемый результат
В целом, концепция многоцелевого семейства БПЛА от НПО "Двина" кажется интересной и перспективной. Беспилотники "Прыгун-1" с заявленными характеристиками и возможностями в будущем смогут дополнить другую военную технику и расширить разведывательно-ударные возможности подразделений.
Однако проект от НПО "Двина" пока находится на стадии разработки. Для его завершения, проведения испытаний, отработки двух беспилотников и запуска производства потребуется время. При этом проект имеет амбициозные цели, и их достижение может занять больше времени, чем планировалось. Сможет ли команда разработчиков "Прыгуна" успешно выполнить поставленные задачи и когда это произойдет, покажет время.
Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси