Военное обозрение
18 сентября 2024, 07:11
Проект самолета-заправщика NGAS и его перспективы
Актуальные планы
Недавно в Вашингтоне прошла очередная конференция Air & Space Forces Association (AFA). Это мероприятие является одной из главных площадок для выступлений ответственных лиц, объявления планов и демонстрации новых разработок.
На конференции выступил министр ВВС США Фрэнк Кендалл. Он рассказал о перспективных проектах авиационной техники, которые сейчас находятся на стадии разработки. Особое внимание было уделено программе создания истребителя NGAD, а также затронули иные темы.
В частности, министр напомнил, что в течение двух последних лет ведутся работы по созданию перспективного самолета-заправщика NGAS. На данный момент проект находится на стадии предварительной проработки. Изучаются потребности ВВС и формируются требования к будущему самолету.
По словам министра, в ближайшее время ВВС завершат предварительный анализ, и проект NGAS сможет перейти на следующую стадию. При этом NGAS ждут серьезные изменения организационного характера. С целью оптимизации расходов и сокращения времени разработки планируется объединить работы по заправщику и тактическому боевому самолету NGAD.
Следует напомнить, что недавно Пентагон принял решение приостановить разработку истребителя NGAD для переработки ключевых идей этого проекта, изменения технического задания и т.д. Теперь стало известно, что эту программу ждут более серьезные изменения. Их целью является не только разработка более совершенного истребителя, но и создание унифицированного самолета другого класса.
Министерство ВВС уже готовится к проектированию будущих самолетов новых типов. За несколько дней до конференции AFA оно выпустило запрос информации для предприятий авиационной промышленности. В течение следующих нескольких недель ожидаются технические предложения на тему разработки проектов NGAS, NGAD и т.д.
По задумке министерства, предложения промышленности по всем таким проектам должны поступить практически одновременно, в пределах небольшого интервала времени. Это упростит организацию последующей разработки нескольких проектов авиационной техники. Кроме того, такой подход даст определенные преимущества и на стадии производства самолетов.
Большие планы
В настоящее время ВВС США обладают значительным парком воздушных танкеров. В него входит более 300 самолетов трех моделей. Эти самолеты оснащены системами дозаправки двух основных типов и способны осуществлять передачу топлива самолетам и вертолетам тактической, стратегической и армейской авиации.
Однако текущее состояние флота заправщиков нельзя назвать идеальным. Самолеты KC-135 и KC-10 устарели как морально, так и физически, и постепенно выводятся из эксплуатации. В то же время продолжается закупка современных KC-46, но их количество ограничено, и о полномасштабном переоснащении строевых частей пока не идет речи.
Современные самолеты-заправщики имеют ряд характерных недостатков. Один из главных - низкая живучесть и устойчивость в боевых условиях. Из-за своей особой роли они привлекают внимание зенитных систем и истребителей противника, становясь приоритетной целью. При всем этом, современные американские танкеры построены на базе гражданских лайнеров, что делает их достаточно легко обнаружимыми и уязвимыми для поражения. Даже единственное попадание ракеты может стать фатальным для самолета, а потеря даже одного заправщика может поставить под угрозу всю воздушную операцию.
ВВС США стремятся избавиться от этих рисков, и это является одной из главных целей текущего проекта NGAS. Проект предусматривает разработку самолета-заправщика, способного выполнять свои задачи в сложных условиях и при наличии активного противодействия со стороны противника.
Некоторые пожелания заказчика к проекту NGAS уже известны. В первую очередь, от такого самолета требуется высокая продолжительность и дальность полета, а также малая заметность во всех диапазонах. Он должен нести десятки тонн топлива и аппаратуру для его передачи.
Из последних новостей следует, что танкер NGAS будет разрабатываться параллельно с боевым самолетом NGAD и перспективными многоцелевыми беспилотными летательными аппаратами. Это позволяет предположить, что два самолета будут унифицированы. Их могут построить на основе общих решений и с использованием одного набора компонентов.
В этом контексте особенно интересны стелс-технологии. Они были достаточно глубоко проработаны в контексте боевых самолетов, а теперь их применят при разработке воздушного судна вспомогательного назначения. Удастся ли использовать только уже существующие решения или потребуются новые, покажет время.
Самолет будущего
Новые проекты самолетов для ВВС США пока находятся на ранних стадиях разработки, но уже просматриваются их основные перспективы. В частности, постепенно уточняются сроки проведения работ и время получения реальных результатов.
Например, недавно министерство ВВС выпустило запрос информации о создании перспективного истребителя и танкера. Заявки от промышленности будут приниматься в течение нескольких следующих месяцев. Затем проект NGAS, вероятно, перейдет на конкурсную стадию, которая может занять еще несколько лет.
Во второй половине текущего десятилетия ожидается подведение итогов конкурса и выбор победителя. После этого компания-исполнитель проведет полноценную разработку проекта, построит опытный образец танкера NGAS и подготовит его к полетам. Старт летных испытаний планируют на начало тридцатых годов.
С учетом всех необходимых работ и сложности проекта, серийное производство самолетов NGAS планируют начать только к концу следующего десятилетия. Не позднее 2040 года серийные заправщики поступят в строевые части. К этому времени в ВВС должны остаться только танкеры KC-46 нынешней постройки. По мере поставок новой техники их будут списывать.
На уровне концепта
На данный момент самолет NGAS существует только в виде общей концепции и требований заказчика. Разработка этого изделия еще не начиналась, поэтому говорить о его облике преждевременно. Тем не менее, ВВС уже публиковали некоторые материалы на эту тему.
С помощью компьютерной графики показывали, как может выглядеть перспективный танкер. Эти концепты были основаны на идеях, упомянутых официальными лицами. Однако пока неясно, будет ли реальный NGAS похож на опубликованные изображения.
Предполагается, что самолет-заправщик NGAS будет малозаметным и дозвуковым. Из-за этого концепты показывают самолеты схемы "бесхвостка" или "летающее крыло" с характерными обводами и компоновкой. Нарисованные самолеты такого рода практически не отличаются от гипотетических истребителей или бомбардировщиков следующего поколения.
NGAS будет иметь характерное бортовое оснащение. Внутренние объемы планера будут максимально использованы для размещения баков как для собственного топлива, так и для передаваемого горючего. Возможно, все эти емкости будут объединены для получения дополнительных возможностей.
Сколько топлива сможет перевозить NGAS, неизвестно. Вероятно, по этим характеристикам он будет близок к существующей технике. Например, современный KC-46 может доставить в нужную точку и передать более 94 т горючего.
Можно предположить, что NGAS сохранит оба типа заправочных систем, используемых в авиации США. На нем разместят выпускаемую штангу и агрегаты типа "шланг-конус". Вероятно, самолет сможет одновременно заправлять несколько летательных аппаратов с соответствующим приемным оборудованием.
Работы продолжаются
Таким образом, проект NGAS продолжает развиваться. Судя по последним заявлениям министра ВВС США, пройден этап формирования общих концепций и определения требований. Теперь заказчик переходит к следующему этапу, после которого начнется полноценный конкурс на разработку.
Первый полет, запуск в серийное производство и начало использования перспективного танкера все еще остаются делом отдаленного будущего. Однако эти события медленно, но верно приближаются, и текущее положение дел дает Пентагону повод для оптимизма.
Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы