Военное обозрение
5 августа 2024, 08:49
Проект семейства БПЛА Gambit от компании GA-ASI
На общей базе
Компания GA-ASI впервые открыто рассказала о проекте Gambit в марте 2022 г. На тот момент проект находился на ранних стадиях разработки, но это не помешало назвать его инновацией, которая закрепит лидерство компании в сфере БПЛА.
В рамках темы "Гамбит" планировалось создать "автономную совместную платформу" Autonomous Collaborative Platform (ACP) или Gambit Core ("Ядро "Гамбит"). В ее состав хотели ввести набор ключевых компонентов, таких как двигательная установка, электроника управления и т.д. На основе ACP собирались проектировать беспилотники разного облика с отличающейся комплектацией и функциями.
Разработчики утверждали, что такая платформа позволит упростить и ускорить процесс создания новых БПЛА с требуемыми особенностями и функциями. Кроме того, планировалось использовать современные технологии проектирования и производства, чтобы получить дополнительные преимущества.
Спустя полгода после первого анонса, в сентябре 2022 г., компания "Дженерал Атомикс" поделилась новыми подробностями проекта Gambit. Раскрыли примерный облик платформы и состав будущего семейства. Тогда речь шла о четырех БПЛА разного облика. Все они получили обозначения по типу Gambit 1, Gambit 2 и т.д.
Платформу ACP и беспилотники показали в виде графики, стилизованной под рисунок от руки. Пока речь шла только о внешнем виде будущих изделий, а их расчетные характеристики не сообщались.
На основе общих компонентов предлагалось построить три БПЛА традиционной схемы и одно "летающее крыло". При высокой степени унификации, четыре таких образца должны были иметь разное целевое оснащение, но при этом отличаться функциями и тактико-техническими характеристиками.
Новый анонс
Недавно в британском г. Фарнборо прошла очередная международная авиационная выставка. На этом мероприятии компания GA-ASI анонсировала разработку БПЛА Gambit 5. Пока что компания не стала проводить полноценную презентацию и ограничилась рекламными материалами.
На выставке показали изображения британского авианосца типа Queen Elizabeth с совершенно новым БПЛА самолетного типа на стартовой позиции. Еще один такой беспилотник уже взлетел и проходит над кораблем.
Представители компании рассказали о текущих работах по новому "Гамбиту". Изначально планировалось создать палубную модификацию уже известного проекта Gambit 2, но затем решили разработать новые БПЛА на той же платформе.
Впрочем, пока речь идет только об общей концепции, которая требует дальнейшей проработке. Перспективы гипотетического палубного беспилотника прямо зависят от разработки платформы ACP и общего хода программы.
Компания GA-ASI утверждает, что тема Gambit успешно продвигается вперед, но не раскрывает подробностей. Из-за этого неизвестно, как далеко зашла разработка, какие успехи показывает и когда можно ожидать строительство и испытания опытной техники.
Автономная платформа
Компания "Дженерал Атомикс" пока представила полную информацию о проекте ACP / Gambit Core. Однако она показала примерный облик этой платформы и назвала состав ее оснащения. Исходя из доступных данных, можно сделать некоторые выводы и предположения о других характеристиках и возможностях как самой платформы, так и беспилотников, которые будут созданы на ее основе.
"Автономная совместная платформа" выполнена в виде секции фюзеляжа, вокруг которой должен строиться остальной планер беспилотника. На этой секции предлагается разместить турбореактивный двигатель, системы управления и некоторые другие компоненты. Также платформа оснащена убираемым шасси.
Судя по опубликованным данным, все БПЛА серии "Гамбит" будут дозвуковыми. Этот факт снижает требования к двигателю и запасу топлива к нему. При этом удастся получить достаточные летно-технические характеристики для решения всех предполагаемых задач.
Платформа ACP будет оснащена электроникой управления с высокой степенью автономности, а также получит развитые средства связи. В зависимости от разных факторов, БПЛА должен будет работать по командам оператора, при его ограниченном участии или полностью автономно. Также беспилотники смогут получить функцию "верного ведомого" и взаимодействовать с пилотируемой авиацией.
Системы управления ACP должны контролировать сам летательный аппарат, а также работать с разными полезными нагрузками. Предусмотрят интерфейсы для подключения различного оснащения и возможность установки нужных модулей программного обеспечения.
Пять беспилотников
С 2022 г. и по настоящее время компания GA-ASI представила пять концептов БПЛА на базе платформы ACP. Пока речь идет только о внешнем виде, тогда как характеристики, функции и возможности не раскрываются.
Концепт Gambit 1 предлагает строительство БПЛА традиционной схемы с плоским фюзеляжем и удлиненным крылом малой стреловидности, а также с V-образным хвостовым оперением. Воздухозаборник двигателя выведен на верхнюю часть фюзеляжа. Такой беспилотник должен нести разведывательное оборудование и выполнять длительные полеты.
Gambit 2 отличается обводами фюзеляжа и стреловидным крылом меньшего размаха. Это должен быть своего рода истребитель с ракетами "воздух-воздух" и соответствующим набором систем и датчиков. "Гамбит-2" планируется использовать в качестве "верного ведомого".
В проекте Gambit 3 используются фюзеляж удлиненной формы с заостренным носом и трапециевидное крыло. Этот БПЛА предлагается использовать в качестве воздушной мишени для тренировки расчетов ПВО и экипажей ВВС. В частности, он поможет отработке воздушных боев.
Еще один беспилотный разведчик обозначен как Gambit 4. Это летающее крыло со сниженной заметностью и повышенными характеристиками дальности полета. На нем могут размещаться различные варианты датчиков и систем наблюдения.
Недавно анонсированный БПЛА Gambit 5 похож на боевой "Гамбит-2". По всей видимости, это модификация уже известного проекта, доработанная с учетом особых условий эксплуатации. Например, палубный беспилотник должен иметь средства для взлета с катапульты и посадки на аэрофинишер, соответствующую электронику и т.д.
Смелая идея
Концепция универсальной платформы для создания БПЛА разного назначения в целом не нова. Однако в существующих проектах обычно используется готовый летательный аппарат с возможностью замены аппаратуры или полезных нагрузок.
Компания General Atomics в своем проекте Gambit предлагает более смелую идею. Она решила сделать универсальной только секцию конструкции, вокруг которой должны достраиваться прочие агрегаты. Такой подход имеет очевидные достоинства.
Главное преимущество "Гамбита" - гибкость платформы и семейства. На базе Gambit Core могут строиться БПЛА разных схем с отличающимися характеристиками и возможностями. Каждый такой беспилотник будет иметь оптимальный облик и конструкцию без вынужденных компромиссов, обусловленных унификацией.
Беспилотники нового семейства смогут нести разнообразную полезную нагрузку. Упоминаются разведывательные системы того или иного рода и вооружения для воздушного боя. С развитием проекта спектр их возможностей будет расширяться.
Хотя концепция "Гамбит" имеет ряд преимуществ, присутствуют и недостатки. Основной из них - сложность проекта. Создание универсальной платформы отличается от разработки полноценного БПЛА, и нельзя сказать, что этот процесс проще.
Кроме того, при создании каждого нового беспилотника на основе ACP придется не только формировать нужный набор оборудования, но и разрабатывать элементы планера. Затем понадобятся полномасштабные испытания с отработкой аэродинамического облика и других вопросов.
С прицелом на будущее
Компания GA-ASI занимается проектом Gambit, как минимум, с 2021-22 гг. Она публиковала некоторые материалы по перспективному семейству, но основные подробности работ остаются неизвестными.
Что происходит с "Гамбитом" на самом деле, неизвестно. Однако последние новости с выставки в Фарнборо позволяют предположить, что работы над проектом продолжаются, и компания-разработчик ищет новые способы реализации оригинальной концепции.
При этом проект все еще находится на стадии разработки, и неизвестно, когда он перейдет на следующий этап. Реальные перспективы универсальной платформы и техники на ее основе станут ясны только после испытаний, сроки проведения которых пока не определены.
Автор: Рябов Кирилл
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Более десятка авиарейсов отменили на Ямале: два самолета ушли на запасной аэродром
Ноябрь 26, 2024
Где хотят построить новый аэропорт и отремонтируют ли международный терминал - ответы Минтранса на неудобные вопросы
Ноябрь 26, 2024
Юрий Зайцев: аэропорт в Йошкар-Оле готов на 80%