О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Профессионализм плюс техническое творчество. На "ОДК - Сатурн" отметили перспективные разработки

Научные и конструкторские разработки - это не яркое озарение, а систематизированный труд, порой, занимающий годы. Анализ, расчеты и испытания - то, на чем основана ежедневная работа инженеров, которые находят новые решения, совершенствуют технологии, добиваясь все более высокого уровня качества и надежности продукции.

В ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) определили лучшие разработки по итогам 2023-го года. В чем суть проектов? Как проходила работа над ними? Какие поощрения предусмотрены для победителей? Об этом рассказываем в свежем выпуске "Заводных практик".

25-го января в "ОДК - Сатурн" в торжественной обстановке прошла церемония награждения победителей и призеров конкурса НИОКТР. За короткой аббревиатурой скрываются серьезные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологических разработки.

На предприятии говорят: конкурс проводят, чтобы, в первую очередь, сделать работу специалистов подразделений, подчиненных генеральному конструктору, интереснее. Для саморазвития, повышения уровня профессионализма и технологического творчества нужны мотивация и азарт.

- Чтобы изобретать и совершенствовать, требуется длительная работа, которая начинается с простых и понятных решений. Была рада поучаствовать в создании больших идей, что очень интересно, - говорит инженер-конструктор первой категории Анна Костенко, которая входит в коллектив авторов лучшего проекта в номинации расчетно-исследовательских работ. - Когда работаешь, кажется, что делаешь обычные вещи, выполняя задания. А по факту мы участвуем в создании нового двигателя - эта мысль очень вдохновляет!

На предприятии разработкам уделяют особое внимание.

В подразделениях, подчиненных генеральному конструктору "ОДК - Сатурн", работают более тысячи инженеров, 52 сотрудника имеют ученую степень, пятеро - доктора технических наук.

Приходит талантливая молодежь, большие надежды возлагают на проект "Крылья Ростеха", ожидая инженеров нового поколения.

- Привлекательность профессии в том, что постоянно нужно развиваться, узнавать новое. Это работа в коллективе с интересными людьми. Я еще во время учебы в вузе начала работать на предприятии и потом, получив диплом, перешла сюда полностью, - рассказывает о своем пути победитель конкурса, инженер-конструктор Юлия Синяева, коллега Анны Костенко по разработке.

На конкурс представили 36 работ, что в полтора раза больше, чем в прошлом году. Участниками выступили как авторские коллективы, так и отдельные специалисты подразделений генерального конструктора.

- В основном были представлены работы по гражданской авиационной тематике, - говорит начальник ОКБ-1 Вячеслав Бушманов. - Все проекты характеризуются научной новизной и претендуют на патент, что очень радует. В перспективе можно использовать эти патенты для новых разработок.

В конкурсе выделили три номинации - "Конструкторская работа", "Расчетно-исследовательская работа" и "Техническая работа". Конструкторская - связана с ноу-хау. В этом случае речь идет о проектах, предполагающих, в том числе, импортозамещение изделий. Задачу на предприятии ставят амбициозную - оригиналы нужно не только повторить, но и превзойти по основным характеристикам.

Номинация расчетно-исследовательских работ означает освоение новых видов расчетных сред, которые ранее не были разработаны в России, либо не использовались. Технологическая тематика - направлена на внедрение новых способов производства, технологических процессов, композиционных материалов. Это, например, такие работы как внедрение нового метода, применяемого при сборке газотурбинного двигателя, оптимизация режимов технологического процесса изготовления лопаток.

Экспертизу работ проводило жюри, она состояла из двух этапов. На первом - заочном - отобрали не более пяти проектов в каждой номинации. На втором этапе проходила защита. Все разработки, представленные на конкурс, решают практические задачи.

Лучшей среди конструкторских работ стала разработка створок капотов газогенератора воздушного судна из отечественных высокотемпературных полимерных композиционных материалов, ее авторы - Евгений Нагорный, Олег Соколов, Алина Полякова и Михаил Третьяков.

- Перед нашим подразделением впервые была поставлена задача по проектированию узлов воздушного судна из отечественных полимерных композиционных материалов с требованиями по огненепроницаемости конструкции. До этого ОКБ в принципе не занималось подобными разработками, - говорит начальник конструкторской бригады композиционных материалов Евгений Нагорный.

Олег Соколов добавил, что прежде не работали и с полимерными композитами, применяемыми длительно при повышенных температурах.

- Створки капотов образуют подкапотное пространство газогенератора, температура под капотами порядка 200-250 °С. Также к створкам предъявляются требования по огненепроницаемости, то есть они должны выдерживать пламя температурой 1100 °С в течение 15-ти минут. До этого все изделия из композиционных материалов, которые мы проектировали, применялись в холодных частях двигателя, где температура порядка 100 °С, и к которым не предъявляются требования огненепроницаемости, - говорит Олег Соколов. - Необходимо привлекать молодых специалистов к таким конкурсам, потому что свежий взгляд дает новые возможности и нестандартные решения.

В номинации "Лучшая расчетно-исследовательская работа" участвовали только авторские коллективы. Первое место заняло самое многочисленное из объединений. Все участники коллектива - специалисты конструкторского отдела исследований и надежности. Разработка команды связана с процедурой обеспечения отказобезопасности двигателя.

- Эту работу мы начали уже давно, лет 15-20 назад. Сейчас сформировали молодую команду, которая сумела все эти наработки реализовать в проекте. В дальнейшем эта же команда будет развивать проект и дорабатывать для следующих изделий, - поделился эксперт по безопасности и надежности Сергей Сарычев. - Мы пытаемся решить проблемные задачи различными путями. У нас есть определенная база, есть авторские свидетельства. Сейчас мы совершенствуем то, что уже сделано, и под каждый двигатель у нас будет выполняться своя работа со своей спецификой.

В команде говорят: мотивируют поставленные цели, которые не решить стандартными способами, это заставляет прибегнуть к полноценному изобретению некоторых вещей. Создание проекта сопровождается постоянными мозговыми штурмами.

В номинации "Лучшая технологическая работа" первое место отдали проекту, над которым трудились Анастасия Деревягина, Владислав и Александра Плешкун.

- Это была задача неожиданная и, самое главное, те сроки, которые дали на решение вопроса, довольно краткие. Стандартные методы, известные на текущий момент, не помогут решить задачу, поэтому наш метод уникальный, - говорит один из победителей Владислав Плешкун. - После разработки проекта мы оформили заявку на патент данных методов.

Победители и призеры каждой номинации получили дипломы. Для них предусмотрены и премии: за первое место - 30000 рублей, за второе - 20000 и за третье - 10000.

Организаторы говорят: критерии оценивания в основном привязаны к новизне и оригинальности проекта, его преимуществам в сравнении с аналогами и возможностям внедрения в производство.

- Итоги подводить всегда приятно. Много работ было представлено на конкурс, авторитетная комиссия выявила наиболее актуальные и перспективные направления, победили самые лучшие, что позволит нам в будущем решать еще более сложные задачи и производить инновационную продукцию, - говорит главный технолог опытного завода "ОДК - Сатурн" Сергей Лохов. - Конкурс стимулирует специалистов к техническому творчеству и профессиональному росту.

Автор: Арина Ершова
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка