Известия
15 марта 2024, 07:18
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Как выделение специальной частоты для этого повлияет на безопасность и скорость доставки грузов
Пилотируемый проект
Государство намерено усилить безопасность совместных полетов гражданской авиации под управлением экипажей и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Для этого операторов дронов должны обеспечить голосовой связью с пилотами самолетов и вертолетов. Такие планы содержатся в материалах Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), подготовленных к заседанию в конце марта. С документами ознакомились "Известия".
В них говорится, что для голосовой связи между операторами беспилотников и других воздушных судов Росавиация запросила диапазон 117–137 МГц. Сейчас он используется для переговоров летчиков с наземными службами. ГКРЧ планирует выделить ведомству эти частоты на 10 лет, говорится в проекте решения комиссии. От открытия для этих целей другого диапазона, 902–928 МГц, запрошенного Росавиацией, планируется отказаться, говорится в документе. В частности, потому, что сейчас в этом диапазоне работают сотовые операторы, отметил источник "Известий" на рынке связи.
"Известия" направили запросы в Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК ОРВД), в Минобороны, а также в Минцифры, курирующее работу ГКРЧ.
Как технически и организационно будет налажена связь между находящимися на земле операторами беспилотников и другими летательными аппаратами, в документах ГКРЧ не сказано. Один из участников рынка беспилотной авиации и чиновник профильного ведомства признают: наличие такой связи необходимо.
По словам замруководителя Росавиации Андрея Потемкина, выделение ГКРЧ частот отвечает, в первую очередь, интересам отечественных разработчиков радиоэлектроники.
- В случае принятия ГКРЧ данного решения, конкретное предприятие получит право на разработку стандартного радиоэлектронного оборудования голосовой связи в диапазоне 117–137 МГц, аналогичного другим бортовым и наземным радиостанциям, применяемым в гражданской авиации. При этом Росавиация радиочастоты не получает, - рассказал он "Известиям".
По его словам, такая голосовая радиосвязь необходима для управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов. Эксплуатантам беспилотных авиационных систем это дает возможность выполнять полеты без установления дополнительных ограничений, отметил Андрей Потемкин.
С 1 марта 2024 года вступили в силу изменения в федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие доступ к нему беспилотных воздушных судов, сказал заместитель гендиректора НИЦ "Аэроскрипт" Андрей Яблоков. Теперь наличие постоянной двусторонней голосовой радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения, работающей на тех же частотах, что и связь с пилотируемыми судами, позволяет проводить полеты дронов без установки запрещений или ограничения использования пространства, объяснил он "Известиям".
- Это значит, что владельцу дрона не надо за три-пять дней предоставлять запрос на установление временного или местного режима. Достаточно будет подать план полета за сутки, а после полета позвонить в ОРВД, - отметил Андрей Яблоков.
Несмотря на такую либерализацию согласования полетов БПЛА, техническая сторона вопроса нуждается в проработке, отмечает Андрей Яблоков. Например, если станция связи расположена в зоне действия связи с ОРВД, то внешний пилот БВС должен на всем протяжении полета реагировать на команды диспетчера. В настоящее время часть полета может проходить в автономном режиме, когда нет возможности управлять беспилотным воздушным судном, говорит эксперт.
Аксиома дрона
Вопрос о частотном обеспечении беспилотной авиации российские власти прорабатывают не первый год. Например, в конце 2021-го ГКРЧ выделило для управления летающими дронами диапазон 5,85–6,43 ГГц. В конце 2022-го стало известно, что чиновники и участники рынка прорабатывают вопрос об использования для управления БПЛА и получения информации с них частоты, использующиеся для сотовой связи, в частности 1,7–1,8 ГГц. Это нужно для того, чтобы в будущем превратить сотовые сети в системы управления беспилотниками, охватывающие большую часть населенных пунктов России, отметили эксперты.
По их словам, необходимость выделения новых частот для беспилотной авиации связана с тем, что диапазон, используемый для связи с ними сейчас (2,4 ГГц), приходится делить с WiFi-роутерами и другими гаджетами: из-за его перегрузки с контролем и управлением БПЛА могут возникать проблемы.
Выделение частот для голосовой связи между операторами дронов, диспетчерами и воздушными судами - во многом хороший задел на будущее, считают опрошенные эксперты в отрасли связи и БПЛА.
По сути, сейчас государство дает возможность операторам БПЛА использовать те же частоты, что и экипажи обычных самолетов и вертолетов. Это нужно для тяжелых дронов, которые, как считается, будут летать в то же воздушном пространстве, что и другие суда, и приземляться в тех же аэропортах, отмечает один из собеседников "Известий" в отрасли связи. Это значит, что к ним должны применяться такие же или почти такие же требования, как и к обычным самолетам, в том числе по связи с другими летательными аппаратами и диспетчерами, указал он.
Без гармонизации правил для пилотируемой и беспилотной авиации невозможно реализовать множество авиационных проектов в отрасли - например, доставку дронами товаров в отдаленные регионы России, рассказал источник на рынке беспилотных технологий. К примеру, не получится оперативно перегрузить в одном и том же аэропорту отправления с обычного грузового лайнера на беспилотники для последующей их отправки в пункты доставки или конечным адресатам, приводит он пример.
Организация голосовой связи между обычными самолетами, операторами дронов и диспетчерами - в первую очередь вопрос безопасности полетов: без его решения невозможно дальнейшее развитие в РФ пилотируемой и беспилотной авиации, уверен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Также, по его словам, такой подход позволит сократить согласование полета беспилотника на маршрутах, совместных с обычной авиацией, с нескольких дней до одного.
Без унификации требований по безопасности к более или менее крупным БПЛА, маршруты которых пересекаются с обычной авиацией, - а таких дронов в РФ к началу прошлого года было более 60 тыс., - совместная работа такой техники в небе и в аэропортах будет крайне затруднительна, если вообще возможна, считает он. Без этого не будет возможности реализовывать в России крупные современные логистические или медицинские проекты (например, связанные с оперативной доставкой анализов в лаборатории, лекарств и медоборудования), необходимые людям, заключил эксперт.
Авторы: Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы