О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разработка новосибирского самолета "Легенда-570" продолжится после мирового соглашения партнеров

Мировым соглашением закончился спор между разработчиком конструкторской документации и инвестором организации производства самолета "Легенда-570". Разногласия начались несколько лет назад, затянули реализацию проекта и были способны затянуть ее еще дальше.

"Легенда" - давняя мечта новосибирских авиастроителей, разработка АО "Летно-исследовательский центр "Нимбус", легкий биплан с мощным двигателем, быстро трансформируемый из грузового самолета в пассажирский и обратно. Это как Ан-2, но современный. Точнее даже - как построенный на базе Ан-2 ТВС-2МС-Н, только с более мощным двигателем и с дополнительными электронными фичами. А "Легенда-570" - это, как написано на сайте инвестора проекта, компании "СибАэроКрафт", вообще "вездеход и внедорожник в мире авиации". И он уже и не мечта, а реальность: российско-монгольский проект, перспективное серийное производство с базой в Улан-Баторе и рынком на всю Азию.

"СибАэроКрафт" - это авиационная компания, основанная томскими бизнесменами, связанными с ритейлерской группой "Лама". Компания эксплуатирует авиационную площадку имени Чкалова, работающую в районе села Березкино Томской области, выполняет лесоавиационные и транспортно-связные работы, занимается мониторингом лесных пожаров, десантированием парашютистов, а также транспортированием персонала для заказчиков на самолетах ТВС-2МС. В структуре компании есть и авиастроительное направление, специализирующееся на разработке, производстве, испытаниях, ремонте и обслуживании авиационной техники, деталей, узлов и агрегатов. На сайте "СибАэроКрафта" сообщается, что компания выстраивает авиастроительный холдинг в сегменте малой, региональной, учебной и беспилотной авиации, нацелена на развитие собственного производства агрегатов и компонентов, а также на создание новых летательных аппаратов в кооперации с российскими предприятиям.

Последнюю задачу в начале 20-х "СибАэроКрафт" решил решать, выступив инвестором проекта "Легенда-570", сотрудничая, с одной стороны, с ЛИЦ "Нимбус", с другой - с КОО "Монголиан Айркрафт Индастриз".

Но сотрудничество между АО "Летно-исследовательский центр "Нимбус" и ООО "СибАэроКрафт" не ограничивалось только созданием этих штучных машин. Осенью 2021 года они подписали договор на разработку рабочей конструкторской документации для производства "Легенды-570", изготовление EVS (Enhanced vision system - системы улучшенного видения) и сертификацию. После уже надо было разрабатывать технологическую карту и запускать аппарат в серию.

Прямой ответ на вопрос, почему по ходу этого сотрудничества возникли трудности, "Новой Сибири" получить не удалось, но очевидно, что они связаны и с арестом руководителя "Ламы" Владислава Левчугова в декабре 2021 года (он также являлся и директором "СибАэроКрафта"), и с последовавшими изменениями в руководстве авиакомпании (после Левчугова ее возглавил его партнер Андрей Князев, а затем и Руслан Моисеев), и с международными санкциями, вводимыми с весны 2022 года, ограничившими доступ производителей на мировые рынки.

Придумать самолет и сделать прототип сложно, но реально. И это уже сделано. Первый опытный экземпляр даже успел наделать шуму на Восточном экономическом форуме во Владивостоке осенью 2023 года, когда про него рассказал торговый представитель РФ в Монголии Максим Васильев.

Однако осенью 2023 года проект оказался под серьезной угрозой. Разработчик потребовал от инвестора погашения накопившейся задолженности на сумму 187,7 млн рублей, инвестор вообще разочаровался в сотрудничестве и его перспективах, встречным иском потребовав расторжения договора. Выяснение отношений стороны перенесли в суд.

Тяжба окончилась 8 июля 2024-го: Арбитражный суд Новосибирской области утвердил мировое соглашение. В нем аннулируется сумма долга, подтверждается легитимность договора, определяются территории, на которых "СибАэроКрафт" может пользоваться полученной документацией и ноу-хау разработчика и правом производства самолета, и территории продажи аппаратов. Первая - Российская Федерация. Второе - она же плюс страны СНГ, Монголия, КНР.

Комментариев о значении этих договоренностей "Новой Сибири" получить не удалось: в "СибАэроКрафте" от них уклонились, в ЛИЦ "Нимбус" попросили дождаться выхода компетентного сотрудника из отпуска. Однако знакомый с ситуацией источник заверил, что конец спора имеет позитивный смысл и проект теперь будет развиваться.
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка