МАИ
6 марта 2024, 13:27
Разработка ученых МАИ поможет повысить энергоэффективность перспективных самолетов на водородном топливе
- Создание самолета с гибридной силовой установкой, использующей водород в качестве топливного элемента, - перспективное направление развития авиационной отрасли. Над проектами в этой области сегодня работают ведущие авиационные компании России и мира. Гибридизация двигателя поможет уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу и увеличить продолжительность полета в несколько раз, - рассказывает аспирант кафедры 310 "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы" Михаил Остапчук. - Обязательные элементы такого самолета - генератор электрической энергии и преобразователь переменного тока в постоянный для питания всей бортовой электроники.
Особенность созданного в МАИ преобразователя - в оптимизированном наборе внутренних компонентов и системе охлаждения, где может применяться жидкий водород. КПД устройства при охлаждении таким способом может составлять до 97,6% против 96,8% при активном охлаждении потоками воздуха.
- Установленный на борту самолета преобразователь нуждается в постоянном охлаждении. Классические системы охлаждения, использующие воздух, воду или другие жидкости, повышают общую массу компонентов воздушного судна. Гораздо более эффективным способом для перспективного самолета может стать подача в охлаждающий контур водородного топлива, которое и так находится на борту и хранится при криогенных температурах. Таким образом мы экономим массу и в перспективе сможем взять на борт больше полезной нагрузки. Кроме того, эксперименты показали, что сверхнизкая температура дает эффект повышения электрической проводимости и снижения пульсаций: тем самым мы увеличиваем КПД и, как следствие, уменьшаем расход топлива, - говорит Михаил Остапчук.
Ученые МАИ уже испытали прототип криогенного преобразователя и в настоящее время прорабатывают его внедрение.
Технологию можно использовать в различных системах, где есть криогенные температуры, начиная от сверхпроводниковых МРТ и заканчивая тепловыми электростанциями на сжиженном природном газе. Криогенное охлаждение силовой электроники в таких устройствах позволит экономить существенные средства.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
В Пермь из Сочи прилетел Боинг с поврежденным двигателем
Ноябрь 25, 2024
В МАИ подвели итоги конкурса "Молодежь и будущее авиации и космонавтики"
Ноябрь 25, 2024
ОАК консолидирует управление гражданскими программами