О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разработка ученых МАИ поможет повысить энергоэффективность перспективных самолетов на водородном топливе

Ученые института № 3 "Системы управления, информатика и электроэнергетика" МАИ создали технологию, которая позволит снизить массу и повысить энергоэффективность перспективных самолетов на водородном топливе. Идея заключается в использовании на борту воздушного судна силовых электронных преобразователей, охлаждаемых сжиженным водородом. Особая технология проектирования позволяет значительно увеличить КПД преобразователя по сравнению с классическими типами охлаждения.

- Создание самолета с гибридной силовой установкой, использующей водород в качестве топливного элемента, - перспективное направление развития авиационной отрасли. Над проектами в этой области сегодня работают ведущие авиационные компании России и мира. Гибридизация двигателя поможет уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу и увеличить продолжительность полета в несколько раз, - рассказывает аспирант кафедры 310 "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы" Михаил Остапчук. - Обязательные элементы такого самолета - генератор электрической энергии и преобразователь переменного тока в постоянный для питания всей бортовой электроники.

Особенность созданного в МАИ преобразователя - в оптимизированном наборе внутренних компонентов и системе охлаждения, где может применяться жидкий водород. КПД устройства при охлаждении таким способом может составлять до 97,6% против 96,8% при активном охлаждении потоками воздуха.

- Установленный на борту самолета преобразователь нуждается в постоянном охлаждении. Классические системы охлаждения, использующие воздух, воду или другие жидкости, повышают общую массу компонентов воздушного судна. Гораздо более эффективным способом для перспективного самолета может стать подача в охлаждающий контур водородного топлива, которое и так находится на борту и хранится при криогенных температурах. Таким образом мы экономим массу и в перспективе сможем взять на борт больше полезной нагрузки. Кроме того, эксперименты показали, что сверхнизкая температура дает эффект повышения электрической проводимости и снижения пульсаций: тем самым мы увеличиваем КПД и, как следствие, уменьшаем расход топлива, - говорит Михаил Остапчук.

Ученые МАИ уже испытали прототип криогенного преобразователя и в настоящее время прорабатывают его внедрение.

Технологию можно использовать в различных системах, где есть криогенные температуры, начиная от сверхпроводниковых МРТ и заканчивая тепловыми электростанциями на сжиженном природном газе. Криогенное охлаждение силовой электроники в таких устройствах позволит экономить существенные средства.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка