Atorus.ru
12 января 2024, 07:48
Российская авиация восстанавливается от ковида на 20% медленнее мировой
Мировые авиакомпании в ноябре 2023 года нарастили трафик на 29,7% по сравнению с ноябрем 2022 года и достигли 99,1% от уровня ноября 2019 года. Международные перевозки выросли на 26,4%. Такие данные опубликовала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) 10 января 2024 года.
Мировой авиатрафик растет в основном благодаря открытию Китая
Драйвером роста стал Азиатско-Тихоокеанский макрорегион, который, в сравнении с прошлым годом, увеличил трафик на 63,8%, В первую очередь такой эффект был достигнут благодаря полноценному открытию Китая для путешественников после ковида. Внутренние перевозки в регионе выросли почти в 3,7 раза. Но улучшения в той или иной мере демонстрируют все макрорегионы мира.
Объем авиаперевозок в Европе в ноябре 2023 года вырос на 14,8% по сравнению с годом до этого. У ближневосточных авиакомпаний наблюдался рост на 18,6%, У североамериканских – на 14,3%, у латиноамериканских – на 20%. Африканские авиакомпании показали рост на 22,1%.
"Мы приближаемся к тому, чтобы превзойти пиковый 2019 год. Экономические препятствия не останавливают людей от полетов. Объем международных поездок по-прежнему на 5,5% ниже допандемийного, но этот разрыв быстро сокращается", – сказал генеральный директор IATA Уилли Уолш.
Российские авиакомпании отстают по всем показателям
Отечественные авиаперевозчики растут в объемах медленнее. Восстанавливаются по сравнению с доковидными временами, соответственно, тоже. Согласно данным, представленным российскими информагентствами (Росавиация не публикует официальную статистику с 2022 года), в январе-ноябре 2023 года перевозчики РФ обслужили 97 млн пассажиров против 119,2 млн пассажиров в 2019 году. То есть сохраняется отставание от допандемийных показателей почти на 20%.
Прирост перевозок в ноябре 2023 года к ноябрю 2022 года у российской авиаотрасли остается на уровне ниже 10%, то есть даже меньше, чем в Африке.
Но не все так просто. Надо учитывать, что IATA и российских СМИ в своих оценках перевозок оперируют разными показателями. Так, IATA измеряет трафик авиакомпаний в пассажиро-километрах (количество перевезенных человек, умноженное на расстояние, которое они пролетели).
А в России показатели перевозчиков сейчас считают исходя из количества пассажиров и без учета дальности полетов. Скорее всего, за счет открытия дальнемагистральных рейсов в Китай в 2023 году, трафик в пассажиро-километрах тоже показал бы у российской авиации более яркий рост. Но, с другой стороны, в 2019 году маршрутная сеть российских авиакомпаний была более разветвленной, в т.ч. выполнялось и больше рейсов на дальние расстояния. Так что в целом, цифры, несмотря на разницу в методике, отражают тенденции.
Наконец, согласно ранее опубликованным прогнозам, с точки зрения количества перевезенных пассажиров мировой авиатрафик в 2023 году также должен восстановиться не менее чем на 95% в 2019 году. Более точных итогов следует ожидать к февралю-марту.
Доля российского рынка авиаперевозок составляет не более 3% от мирового
Что также интересно в опубликованном пресс-релизе IATA – это изменение доли рынка разных регионов. Если в ноябре 2019 году 34,5% авиатрафика приходилось на Азиатско-Тихоокеанский макрорегион, то в 2023 году он занимает только 22,1% рынка. Зато доля Европы подросла – с 26,8% до 30,8%. Еще сильнее увеличилась значимость североамериканского рынка – с 22,3% до 28,8%. Немного подрос – с 9,2% до 9,8% – ближневосточный рынок. С 5,1% до 6,4% увеличилась доля Латинской Америки.
Доля России в международных авиаперевозках сейчас составляет порядка 3%. Впрочем, это все равно больше, чем весь (!) африканский авиарынок.
Изменилась значимость "домашних" (внутренних) рынков. Если до ковида внутренние авиаперевозки составляли 36,1% мирового трафика, то в 2023 – уже 41,9%. В России этот тренд выражен куда более ярко.
Даже по самым оптимистичным прогнозам больше трети пассажиров международные авиаперевозки российским авиакомпаниям не принесут. И даже с учетом трафика зарубежных авиакомпаний, представленных на нашем рынке, пропорция все равно не будет больше чем 40%/60% в пользу внутренних перелетов.
"Экологичное" топливо просочилось даже в статистику авиаперевозок
Также характерной приметой времени можно назвать и содержащееся в сообщении IATA обращение г-на Уолша относительно необходимости срочной замены обычного авиатоплива на "экологичное".
Поскольку свойства топлива, разумеется, никакого влияния на динамику восстановления авиаперевозок не оказывают, это риторика, которая теперь присутствует почти в любом западном официальном тексте на авиационную тематику, носит уже анекдотичный характер. О чем бы ни начинался разговор, закончится он все равно "экологичным" топливом.
Автор: Екатерина Тропова
Авторские права на данный материал принадлежат «Atorus.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 27, 2024
Аэрофлоту подтвержден рейтинг НРКУ 7++ "Развитая практика корпоративного управления"
Ноябрь 27, 2024
Серия становится шире: рыбинское издательство "Медиарост" представило новинки авиатематики
Ноябрь 27, 2024
В 12 школах Белгорода откроются классы по управлению беспилотниками
Ноябрь 27, 2024
Делегация НПЦ БАС ЯО на Московском международном инженерном форуме