О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"С нашими двигателями летают все вертолеты России": сварщик Александр Васильев - о профессии и перспективах

Петербуржец стал победителем премии "Город в лицах", организованной "Петербургским дневником" при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ

Работа сварщика - одна из самых ответственных и востребованных среди рабочих профессий. Эти специалисты напрямую связаны со строительством и ремонтом, машино- и кораблестроением, авиадвигателестроением, так как сварка является основой конструкций. Лучшим в своей номинации петербуржцы признали Александра Васильева. Мужчина работает сварщиком на двигателестроительном предприятии "ОДК-Климов" с 2017 года. В числе его основных задач - дуговая сварка и изготовление различных сложных деталей авиационных двигателей, которые применяются для вертолетов семейства Ми и Ка. Мастер успешно передает опыт новым сотрудникам, принимает участие в совершенствовании технологических процессов и сокращении трудоемкости работ. В интервью "Петербургскому дневнику" Александр Сергеевич рассказал, какие знания понадобятся, чтобы стать отличным сварщиком и почему к освоению профессии молодежь нужно готовить со школьной скамьи.

Сварщик - это постоянное совершенствование

- Расскажите о вашем образовании и как вы пришли в профессию?

- Мое детство прошло в небольшом поселке Дедовичи Псковской области. Мать всю жизнь работала продавцом в магазине, а отец вальщиком на лесозаготовках. По совету родственников, решил поступить в профессиональное училище и освоить рабочую профессию. Немаловажную роль в становлении сыграл мой наставник и мастер по производству Анатолий Мешалов. Позже мы вместе с ним работали на одном предприятии в Петербурге. Я ни разу не пожалел о своем выборе. В профессии сварщика важно постоянное развитие - меняется оборудование, материалы, технологии. Даже с высшим разрядом невозможно все знать, и требуется постоянно совершенствовать навыки.

- В чем заключается ваша работа и что вызывает наибольшее удовлетворение?

- В нашем цехе на ОДК-Климов мы участвуем в производстве деталей и узлов вертолетных двигателей ВК-2500 для Ми и Ка. Практически все вертолеты страны летают с нашими двигателями. Работа очень ответственная, поэтому каждый человек должен быть на своем месте и максимально качественно выполнять свои задачи. Иногда нужно дополнительно изучить чертежи, которые создают конструкторы "ОДК-Климов". Чертежи бывают довольно сложные. Ну и конечно, нужно обладать определенными личностными характеристиками.

- Какими технологиями вы владеете и что вызывает желание совершенствоваться?

- В моей работе в основном присутствуют ручная дуговая сварка, полуавтоматическая и автоматическая, а также аргонодуговая и электронно-лучевая виды сварки. Они используются при производстве авиационных двигателей.

В будущем мне бы хотелось попробовать овладеть подводной сваркой. Ее используют при строительстве мостов, трубопроводов, работах на судах. Кроме того, существуют такие материалы, которые в серьезной защитной среде варятся, например, титан. Сварка производится в обитаемой камере и специальном костюме, похожем на скафандр. Это направление тоже хотелось бы освоить.

Все начинается со школы

- Профессия сварщика входит в число наиболее перспективных и востребованных на рынке труда, но в стране по-прежнему ощущается нехватка специалистов. Как переломить ситуацию и удается ли передавать опыт молодежи?

- Найти хорошего сварщика сейчас непросто. Это физически сложная работа. Взять для примера верфи, где сварщик работает в трюме метр на метр, - не каждому под силу такое выдержать. Но начинать готовить молодежь к освоению рабочих профессий нужно со школы.

В училище, в котором я учился, помимо теории была и практика. Нам выделяли день для производственного обучения, и мы на сварочных аппаратах учились делать первые швы. Интерес к профессии должен возникать уже с момента обучения. Сейчас у студентов практика тоже есть. На предприятие для освоения теории и практических навыков приходят студенты техникумов. Мне удается иногда пообщаться с молодежью. Вижу, как у некоторых горят глаза. Надо давать возможность таким ребятам чаще бывать на производстве.

- Искусственный интеллект в ближайшее время может заменить многие профессии. А что произойдет со сварщиками?

- В машиностроении многие производственные операции сейчас выполняют роботы, в том числе окраску, резку и сварочные работы. Однако использование машин не может в полной мере заменить ручной труд. Например, сварщики могут найти нестандартное решение в сложной ситуации - там, где робот сделать это не в состоянии. К тому же наша работа настолько многогранная, что под каждый нюанс сложно и дорого программировать машину.

Не обойтись ни в одной сфере

- Насколько, по вашему мнению, востребованы сварщики сейчас?

- Сварщики требуются практически на любом предприятии. Хорошие специалисты нужны в коммунальной сфере, на стройке, в автомобилестроении, прокладке водопроводных и газопроводных сетей. Даже на предприятиях химической и пищевой промышленности понадобятся сварщики для ремонта различных установок и обслуживания коммуникаций. Требуются они и для одной из самых высокотехнологичных отраслей - двигателестроения.

- Что нужно, чтобы стать профессионалом?

- Настоящие специалисты сейчас на вес золота. Для того чтобы освоить основные технические нюансы, нужно учиться несколько лет. И продолжать совершенствовать навыки в зависимости от сложности работ. Понадобятся знания и по физике, и по химии, и по черчению. От сварщика также требуется умение читать чертежи разного уровня сложности.

- За что вы любите свою профессию?

- Сварщик - интересная профессия, всегда можно что-то узнать новое, не стоять на месте в развитии, изучать разные виды сварки. Ну и приятно, конечно, смотреть на результат своего труда: когда вижу в небе вертолеты, понимаю, что там есть частица и моего труда.
Авторские права на данный материал принадлежат «Петербургский Дневник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка