О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сахалинская область будет первым регионом, где беспилотники подгрузят в "ГЛОНАСС"

Директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич рассказал о гибридных системах спутниковой связи и грузовых БПЛА

Положительный опыт работы госинформсистемы "ЭРА-ГЛОНАСС" будет использован для предупреждения ДТП и развития систем контроля за беспилотными летательными аппаратами в рамках программы "Цифровое небо России". О перспективных разработках систем навигации и спутниковой связи в интервью "Известиям" рассказал директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.

"ГЛОНАСС" полностью себя оправдывает с точки зрения спасения тысяч жизней"

- Системы спасения "ГЛОНАСС" работают уже девять лет. Как вы оцениваете их эффективность?

- Система экстренного вызова служб спасения "ЭРА-ГЛОНАСС" запущена в 2015 году. Россия стала первой страной, внедрившей централизованную систему оповещения, и только через несколько лет нашему примеру последовали Европейский союз и другие развитые экономики. Свыше 11 млн транспортных средств в РФ уже подключено к "ГЛОНАСС". Ежегодно приборами экстренного вызова служб спасения оборудуется примерно 1,5 млн ТС.

Ценность системы в том, что она автоматически передает сигнал SOS и координаты происшествия, если люди не смогут это сделать сами. По статистике медицины катастроф мы знаем, что в рамках так называемого золотого часа, то есть первого часа после аварии, медпомощь повышает шансы на спасение пострадавших более чем в пять раз. За минувшее время система передала порядка 400 тыс. истинных вызовов, и в 80% случаев они не дублировались из других источников. Также в 80% случаев сигналы поступали в автоматическом режиме, что свидетельствует о тяжести ДТП. Поэтому мы можем с уверенностью констатировать, что "ГЛОНАСС" полностью себя оправдывает с точки зрения спасения тысяч человеческих жизней ежегодно в нашей стране.

- Система реагирует на удар, на срабатывание подушки безопасности?

- Совершенно верно. Устройство с кнопкой SOS сопряжено с CAN-шиной автомобиля и реагирует на активацию подушек безопасности, натяжителей ремней и пр. Для отправки сигнала требуется примерно 18 секунд. За это время происходит фильтрация звонков на уровне нашего колл-центра. Есть сложные вызовы, которые не должны перегружать канал 112, и мы их эффективно отфильтровываем.

Наша стратегическая задача - перейти от оповещения о ДТП к предотвращению аварий. Почти 10% аварий - это так называемые вторичные ДТП. Это когда водитель не среагировал, вовремя не сбросил скорость, не совершил маневр и врезался в уже поврежденный автомобиль на дороге. Мы можем звуковым сигналом оповещать водителей, приближающихся к месту аварии. Уже готовы и протестированы аппаратно-программные комплексы, чтобы это делать. Ждем нормативные акты для их применения. Таким образом можно существенно снизить число вторичных ДТП.

Вторая задача - обеспечить работу системы спасения даже там, где нет сотовой связи, а это порядка 80% территории. Начнем со школьных автобусов, которые за городом перевозят детей. Зимой на дорогах бывает опасно. Если автобус ломается, то могут возникнуть проблемы. Наше устройство позволит передать экстренный сигнал с точной координатной вне зон покрытия сотовой связи.

"С помощью нашей платформы мы создадим прозрачность использования беспилотников"

- Есть у вас и другой проект, а именно "Цифровое небо России". Позволит ли он ускорить массовое внедрение гражданских беспилотников?

- Немного расскажу о том, что такое "Цифровое небо России". Это амбициозная концепция, которую мы прорабатываем с коллегами из "Национальной технологической инициативы" и с представителями крупнейших предприятий. Она призвана ответить на вопрос, как безопасно с нормативной и инфраструктурной точек зрения использовать беспилотники в воздушном пространстве РФ.

Концепция привлекла внимание президента, и весной было дано поручение правительству проработать возможность включения ряда инициатив в нацпроект БАС (безэкипажные авиационные системы).

На Сахалине проводится ежегодное мероприятие "Архипелаг". Это площадка, на которой встречаются представители компаний-разработчиков аппаратно-программных комплексов, применяемых для беспилотников. И там мы предложили конкретное применение государственной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". На нашей платформе уже реализован мониторинг в режиме реального времени подвижных объектов на пассажирском транспорте и в перевозке опасных грузов.

В Томской области, а теперь еще и на Сахалине проведены тесты, которые подтвердили возможность идентифицировать летящий в небе беспилотник с помощью прикрепленного трекера. Мы продемонстрировали руководителям разных уровней работу системы. Даны соответствующие поручения о внедрении и масштабировании ее в других регионах. Таким образом, Сахалинская область будет первым регионом, где все беспилотники подгрузят в нашу платформу.

- Как она может использоваться?

- Платформа позволит открыть небо для агродронов, которые находят широкое применение. Это крупные беспилотники коптерного типа, несущие средства защиты растений и распыляющие их, как сельскохозяйственники говорят, прецизионным образом. Беспилотники не мнут посевы, как колесная техника, отчего намного эффективнее ее.

Дроны хороши еще для грузовой беспилотной доставки в труднодоступных районах. Вертолеты Ми-8 гнать бывает неэффективно. Проще отправить беспилотник.

Месяц назад нами была инициирована экспедиция на Эльбрус. Сотрудники "ГЛОНАСС" участвовали в ней. У альпинистов были трекеры, позволившие наблюдать за ними в любой точке восхождения на Эльбрус и принимать экстренный сигнал. При помощи беспилотников были осуществлены тестовые доставки медикаментов. Опробованы технологии низкоэнергетической связи с дальним радиусом действия вне зон приема сотовой связи.

С помощью нашей платформы мы создадим прозрачность использования беспилотников, что будет способствовать скорейшему снятию запретов на их полеты.

- А как будет работать платформа в местах, где нет сотовой связи?

- Наша компания занимается в последние годы разработкой гибридной связи, где к стандартным каналам добавляется спутниковый. Там, где нет сотовой связи, можно использовать систему LoRa. Она работает на большом расстоянии, в том числе и на Эльбрусе. Мы добавим к ней спутниковый канал. Тогда этот гибрид будет работать повсеместно.

Вообще, вопрос связи важен для экономики и для безопасности граждан. Миллионы транспортных средств в нашей стране передвигаются в местах, где нет никакой связи.

Нам оперативно, до 1 января следующего года, надо предложить решение для лесной отрасли. Я думаю, в течение месяца–полутора мы протестируем в лесах наш спутниковый трекер на основе LoRa. Мы обеспечим локальную сеть связи и подключим их технику к "ГЛОНАСС". У сотрудников отрасли будет кнопка SOS и возможность получить оперативную медицинскую помощь в случае необходимости.

Авторы: Роман Польшаков, Владимир Гаврилов, Ольга Литвиненко
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка