Жуковские Вести
6 декабря 2023, 10:51
Самолет, который имеет шанс стать "золотым"
Недавно в Минпромторговле РФ заявили, что опытно-конструкторские работы по созданию легкого многоцелевого однодвигательного самолета ЛМС-901 "Байкал" в базовой конфигурации ведется согласно утвержденному графику и сертифицировать машину планируется в конце 2023 г. Вначале новая машина в базовой конфигурации будет перевозить только грузы и использоваться для авиалесоохраны.
В настоящий момент самолет ЛМС-901 комплектуется сертифицированным турбовинтовым двигателем (ТВД) H80-100 GE Aviation (США), который серийно выпускается на бывшем чешском предприятии "Валтер Эйркрафт Энджин". Это чешское предприятие было приобретено американцами в 2008 г. Двигатель Н80-100 – это усовершенствованный американцами чешский мотор Валтер М601. Однако поставки ТВД Н80-100 (мощностью 800 л.с.) в Россию были приостановлены в 2022 г. из-за санкций.
Отечественный ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 "Байкал" планируют сертифицировать к концу 2024 г. Только на третий квартал 2024 г. намечен первый полет самолета ЛМС-901 "Байкал" с ТВД ВК-800СМ. По официальной информации, серийный выпуск этих двигателей на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) будет развернут с 2025 г. Согласно озвученным планами, предусматривается изготовление 25 самолетов ЛМС-901 и 30 двигателей ВК-800СМ в год, начиная с 2026 г. Вместе с тем можно также предположить, что сертификация ТВД ВК-800СМ может быть сдвинута "вправо". Стоит заметить, что ТВД ВК-800 разрабатывается около 20 лет.
Также следует сказать, что дивизион "Двигатели" УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга "ОДК-Климов". В этом проекте вместе с АО "ОДК-Климов" и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО "ОДК-УМПО".
Предполагаются, что впоследствии заказчики смогут выбрать один из двух вариантов двигателя: российский или американо-чешский. Конечно, все войны когда-нибудь кончаются миром. Однако будут ли сняты многочисленные санкции стран западной коалиции в обозримом будущем – это вопрос.
Проанализировав имеющуюся информацию, можно сделать вывод, что самолет ЛМС-901 собираются вначале сертифицировать с ТВД Н80-100 (межремонтный ресурс двигателя 4 тыс. часов), а затем по мере готовности – с отечественным ВК-800СМ (по неофициальной информации, межремонтный ресурс заявлен трехзначным числом).
Стоимость самолета
В нынешнем ноябре руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунов заявил, что, согласно текущим расчетам, полная стоимость самолета ЛМС-901 превысит 200 млн. рублей. А.Чекунов сообщил, что повысить эффективность закупки самолета авиакомпаниями можно за счет удлинения срока действия лизинга и с помощью использования льготных средств ВЭБ.РФ.
Первоначально в соответствии с техзаданием, было обозначено, что стоимость одного экземпляра самолет "Байкал" будет в пределах 120 млн. руб. Так поначалу и было: стоимость ЛМС-901 в базовом исполнении в ценах 2020 г. была 120 млн. руб. Затем в нынешнем году стоимость самолета в базовой комплектации (без автопилота) подняли до 178 млн. руб.
Сейчас эксперты высказывают мнение, что 200 млн. рублей – это не предел. К этапу сертификации цена одного самолета ЛМС-901 со всеми необходимыми опциями для дальневосточной авиакомпании "Аврора" (стартовому заказчику машины) может перевалить за 280 млн. руб.
В конечном итоги машина ЛМС-901 "Байкал" в силу своей дороговизны может оказаться по стоимости не подъемной для многих заказчиков. Также дорогой "Байкал" может оказаться непригоден для перевозки пассажиров на Дальнем Востоке из-за местной специфики и регламентов для одномоторных самолетов. Поэтому вначале решили проверить самолет при пробной эксплуатации в 2025-2026 гг.
Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 "Байкал" составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Расчетная дальность с нагрузкой 2 т – 1,5 тыс.км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 г.
Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – "Байкал Инжиниринг".
Авторские права на данный материал принадлежат «Жуковские Вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств