Военное обозрение
4 апреля 2024, 09:26
Самолеты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона взяла на себя подготовку для переоборудования серийного А-50 из переданного из наличия МО РФ, а израильтяне обязались установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. Однако под давлением США израильская сторона в 2000 году объявила о выходе из программы при высокой степени готовности головного самолета.
Впрочем, до этого специалисты из "поднебесной" сумели получить доступ к материалам, касающимся израильского радарного комплекса, так что отказ Израиля от сотрудничества с КНР не сильно сказался на темпах создания китайского летающего радарного пикета, и уже в 2004 году началась опытная эксплуатация первого самолета ДРЛО KJ-2000. Всего ВВС НОАК получили четыре таких машины, передача последнего самолета этого типа заказчику произошла в 2008 году.
Самолеты ДРЛО KJ-2000 строились на базе российских военно-транспортных Ил-76ТД и оснащались китайским радиотехническим комплексом, который во многом повторял израильские наработки.
По меркам двадцатилетней давности аппаратура, установленная на борту KJ-2000, обладала неплохими возможностями. Радиолокатор с АФАР в неподвижном грибовидном обтекателе обеспечивал обнаружение высотных объектов на дальности более 400 км и мог сопровождать одновременно 100 целей. По дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей радиолокационный комплекс китайского "небесного ока" примерно соответствовал характеристикам РТК самолета А-50.
Для своего времени связное и навигационное оборудование было достаточно совершенным, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы. В китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолетов.
В отличие от А-50, доставшихся России в наследство от СССР, китайские KJ-2000 не простаивали на аэродроме и активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых ракет и боевых самолетов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолеты ДРЛО проходили техническое обслуживание, ремонт и малую модернизацию на предприятии авиастроительной компании Xi'an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань.
Вскоре после ввода в строй четырех KJ-2000 китайские представители высказали заинтересованность в приобретении дополнительной партии усовершенствованных Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 для строительства воздушных радарных постов, с улучшенным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако все уперлось в отсутствие новых базовых самолетов, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ.
Первые китайские серийные самолеты ДРЛО стали для ВВС НОАК этапными машинами, позволившими накопить необходимый опыт и выработать методики применения. В настоящее время KJ-2000 выработали свой ресурс и заменяются новыми китайскими самолетами ДРЛО.
Осмыслив статистику эксплуатации KJ-2000, китайские военные аналитики пришли к выводу, что эта тяжелая машина является неоптимальной по критерию "стоимость-эффективность". Самолет ДРЛО, созданный на базе реактивного тяжелого транспортника, стоил слишком дорого, обладал низкой топливной эффективностью и предъявлял жесткие требования к аэродромам базирования. Специалисты решили, что гораздо более предпочтительным для ведения регулярного патрулирования является самолет среднего класса с экономичными турбовинтовыми двигателями. С учетом стоимости базовой машины и габаритов радиотехнического комплекса, начался поиск оптимального варианта. Подходящей платформой сочли военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12) и его улучшенный вариант Y-9.
Самолет ДРЛО KJ-200
Еще до ввода в строй первого "стратегического" самолета ДРЛО на базе Ил-76ТД в КНР начались работы по созданию относительно недорогого турбовинтового "тактического" летающего радарного поста. Головной прототип самолета KJ-200, построенный на базе военно-транспортного Y-8F-200, поднялся в воздух 8 ноября 2001 года.
Как и на "стратегическом" самолете ДРЛО KJ-2000, на "тактическом" воздушном радиолокационном пикете KJ-200 применен радиолокатор с неподвижной АФАР. Однако вместо круглого тарелкообразного обтекателя, внутри которого установлены три неподвижных антенных модуля с полем обзора 120° каждый, на самолете KJ-200 используется антенна в удлиненном обтекателе.
Внешне радар KJ-200 напоминает шведскую РЛС Ericsson PS-890, но при этом китайская станция гораздо крупней. Охлаждение активных приемо-передающих модулей происходит набегающим потоком воздуха, для чего в передней части радиопрозрачного обтекателя имеется воздухозаборник. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолета имеются "мертвые", не просматриваемые зоны. Это вынуждает вести патрулирование парой либо постоянно летать "овалом" или "восьмеркой". Но в ходе этих маневров имеется вероятность, что будет потеряно сопровождение цели. В то же время иностранные эксперты отмечают, что по сравнению с платформами Saab 340 и Saab 2000 с радиолокаторами сходного типа, планер Y-8 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала.
В январе 2005 года в воздух поднялся второй прототип, построенный на базе модернизированного военно-транспортного Y-8F-600. Эта машина являлась фактически предсерийной, имела новые более экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами и "стеклянную" кабину с авионикой от компании Honeywell.
В июне 2006 года второй прототип разбился из-за обледенения, что серьезно задержало процесс принятия KJ-200 на вооружение. После расследования причин катастрофы были внесены изменения в конструкцию крыла и хвостовое оперение.
"Тактический" самолет радиолокационного дозора KJ-200 официально поступил на вооружение в 2009 году. Всего построено 9 серийных экземпляров. Войсковые испытания трех KJ-200 начались еще до официального принятия самолета.
В ходе тестирования турбовинтовые самолеты ДРЛО сравнивали с тяжелыми KJ-2000. Испытания вполне предсказуемо показали, что по возможностям обнаружения воздушных целей, обработке и трансляции информации бортовой радиотехнический комплекс KJ-200 заметно уступает по показателям KJ-2000. В то же время турбовинтовой KJ-200 был существенно проще в обслуживании и имел намного меньшие эксплуатационные расходы. Немаловажным фактором стало то, что подготовка к повторному вылету KJ-200 занимала на 60 % меньше времени, и после доводки надежность менее сложной бортовой радиоэлектронной аппаратуры, построенной в основном на элементной базе, произведенной в КНР, оказалась выше.
В китайских СМИ опубликованы следующие данные KJ-200: максимальный взлетный вес составляет 61 000 кг, максимальная скорость 660 км/ч, потолок - 10 400 метров, экипаж - 10 человек. С запасом топлива 25 т самолет может находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000.
Радиолокатор способен обнаруживать высотные цели на дистанции 350-400 км. Дальность обнаружения цели на фоне земли существенно меньше. Информация о воздушной обстановке предается потребителям по радиоканалу. Операторы с борта KJ-200 могут одновременно управлять действиями 12-15 перехватчиков. Возможности сбрасывать радиолокационную информацию в режиме реального времени на КП наземных сил ПВО и пункты наведения истребителей-перехватчиков на первом этапе не имелось.
Китайская морская авиация испытывала острую потребность в самолете дальнего радиолокационного обнаружения, способном к тому же осуществлять слежение за надводными целями. В итоге серийные KJ-200 были разделены с ВВС НОАК в пропорции 2 к 1, и адмиралы получили три самолета ДРЛО. Однако позже, после появления более совершенных самолетов KJ-500, в морскую авиацию передали еще один KJ-200.
Флотские самолеты радиолокационного дозора KJ-200 приписаны к авиабазам Лайян в провинции Шаньдун, Ялайши и Лингшуй на острове Хайнань, где также размещаются новые самолеты ДРЛО KJ-500, разведывательные, патрульные и противолодочные: Y-8G, Y-8Х, Y-8J и Y-8Q. Все эти машины привлекаются для патрулирования морской акватории, прилегающей к китайскому побережью, ведут разведку на большом удалении от материковой части КНР, летают над спорными островами в Южно-Китайском море.
Самолет ДРЛО KJ-500
В целом опыт создания среднего самолета ДРЛО KJ-200 оказался удачным, но китайских военных не устраивало наличие мертвых зон, обусловленных конструкцией радара. Опыт, полученный разработчиками и летно-техническим составом строевых частей, дал возможность сформировать понимание того, каким должен быть современный самолет радиолокационного дозора и управления "тактического звена", и приступить к созданию более совершенных машин такого класса.
Согласно взглядам командования НОАК, самолет ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки, передачи данных и постановки помех.
В соответствии с этими требованиями на базе военно-транспортного Y-9 (удлиненная версия Y-8 с новыми двигателями и авионикой) был спроектирован KJ-500, об испытаниях которого стало известно в начале 2014 года. В 2018 году было заявлено о достижении самолетом KJ-500 "полной боевой готовности".
В отличие KJ-200 с "бревнообразным" обтекателем радара, новый самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне.
Также внешними особенностями KJ-500 является наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой устойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки. На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолета ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный "волдырь" антенны спутниковой связи.
Большим успехом специалистов корпорации CETC является переход от РЛС с антеннами с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решеткой. В КНР удалось создать и запустить в серийное производство трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трех плоских антенных решеток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом, они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор. Наличие станции радиотехнической разведки с плоскими антеннами в задней части фюзеляжа существенно расширяет область применения самолета.
Характеристики KJ-500 не разглашались. Эксперты считают, что взлетная масса находится в пределах 62 т. Максимальная скорость полета - до 660 км/ч, крейсерская скорость - 550 км/ч, практический потолок - 10 400 м, максимальная продолжительность полета приблизительно составляет 10 ч, максимальная перегоночная дальность - 5600 км. Радар KJ-500 по своим возможностям близок к БРЛС американского палубного самолета ДРЛО Grumman E-2D Hawkeye, и истребитель МиГ-21, летящий на высоте 8000 м, может быть обнаружен на дальности более 450 км, но возможности комплекса радиотехнической разведки у китайской машины выше.
Серийное строительство базовых машин для KJ-500 осуществляется на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation (дочернее предприятие государственного холдинга AVIC) в городе Ханьчжун провинции Шенси.
Самолеты, построенные в Ханьчжуне, перегоняют на авиазавод в городе Сиань, где осуществляется монтаж оборудования и его ввод в рабочее состояние. После чего новые машины передаются заказчику.
По состоянию на 2023 год китайская промышленность выпустила не мене 35 самолетов KJ-500. В морской авиации НОАК имеется 14 машин этого типа, которые базируются на тех же аэродромах, что и его предшественники KJ-200.
KJ-500 также осуществляют длительные патрульные полеты вдали от своего побережья. Самолеты этого типа неоднократно замечены на авиабазе, расположенной на острове Вуди в Южно-Китайском море.
Самолет дальней радиолокационной разведки земной и водной поверхности Y-8G
Уникальным для китайской флотской авиации является самолет Y-8G, принятый на вооружение в 2005 году. Всего построено четыре таких машины, одна из них находится в составе флотской авиации. По американским данным, Y-8G, принадлежащий флоту, на постоянной основе базируется на авиабазе ВМС НОАК Лайян в провинции Шаньдун.
Y-8G построен на основе модернизированного транспортного самолета Y-8F-400, и его легко отличить от других машин, созданных на базе китайских версий Ан-12, по выпуклым антеннам, выступающим по бокам между кабиной пилотов и крыльями. Для того чтобы их смонтировать, пришлось переделать переднюю часть фюзеляжа.
Выступающие по бокам антенны предназначены для дальней радиолокационной разведки водной и земной поверхности на большом расстоянии. Y-8G также оснащен мощными станциями РЭБ с антеннами, расположенными на вершине киля и в хвостовой части самолета.
Так же как и истребители J-11, бомбардировщики Н-6, противолодочные Y-9Q, ДРЛО KJ-500 самолет радиолокационной разведки Y-8G регулярно совершает промежуточные посадки на острове Вуди.
Палубный самолет ДРЛО KJ-600
Первоначально в состав авиационного крыла первого китайского авианосца "Ляонин" планировалось включить вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 и Z-18J. Однако, протестировав вертолеты ДРЛО в деле, китайские флотоводцы решили, что они в силу недостаточного радиуса действия, малой высоты полета и слабости радиотехнического комплекса не способны полноценно обеспечить дальнее патрулирование, своевременное оповещение и управление действиями палубных истребителей.
Практические работы по созданию палубного самолета ДРЛО в КНР стартовали более 15 лет назад. В 2011 году начались испытания опытного прототипа JZY-01, построенного предприятием Xi'an Aircraft Company на базе транспортника Y-7 (копия Ан-26). Всего было сделано два опытных самолета.
Эти летательные аппараты не предназначались для тестирования на авианесущем корабле. Слишком крупная машина не имела складывающегося крыла, тормозного посадочного гака и усиленного шасси. К тому же весьма тяжелый самолет не мог взлететь с палубы авианосца без использования катапульты или реактивных твердотопливных ускорителей. Судя по всему, экспериментальные самолеты JZY-01 использовались для испытаний радиотехнического комплекса, отработки компоновочных и аэродинамических решений.
В 2017 году стало известно об испытаниях нового палубного самолета ДРЛО KJ-600, но не очень четкие фотографии машины в воздухе появились относительно недавно. Судя по спутниковым снимкам, к середине 2023 года было построено не менее четырех KJ-600.
Геометрические размеры китайского палубного самолета ДРЛО близки к габаритам американского Е-2 Hawkeye, а складывающееся крыло позволяет компактно размещать KJ-600 во внутренних отсеках авианосца и поднимать самолеты лифтами. При проектировании KJ-600 активно использованы новые композитные материалы, что позволило добиться высокого весового совершенства и увеличить ресурс планера, испытывающего повышенные нагрузки при посадке на палубу.
В сети приводятся следующие оценочные характеристики KJ-600: длина самолета около 18 м, размах крыла не более 24 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла), высота по верхнюю плоскость обтекателя РЛС - 6 м, диаметр обтекателя антенны РЛС - не более 7 м. При таких размерах максимальная взлетная масса самолета не должна превышать 35 т. Максимальный запас топлива - до 6 т. Экипаж: 5-6 человек. Максимальная скорость полета - до 700 км/ч. Для патрулирования на средних высотах длительность нахождения в воздухе составляет 6-7 часов, а при полетах на малых и предельно малых высотах продолжительность полета не более 5 часов.
Китайские источники утверждают, что основой радиотехнического комплекса является РЛС KLC-7 с АФАР, состоящей из двух комплектов. Для увеличения помехозащищенности станция одновременно работает в двух диапазонах и выполняет как электронное, так и механическое сканирование воздушного и водного пространства. Имеется возможность обнаруживать и единовременно сопровождать более 100 воздушных целей, в том числе и таких, как крылатые противокорабельные ракеты. При высоте полета 11 000 м бортовая РЛС KLC-7 способна видеть крупные воздушные объекты на дальности до 550 км. При снижении до 6000 м максимальная дальность обнаружения уменьшится до 300 км.
Сборка планеров KJ-600 происходит на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation в городе Ханьчжун. Оснащение электронной аппаратурой и заводские испытания палубных самолетов ДРЛО ведутся на предприятии компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань.
С учетом того, что китайские флотоводцы планируют иметь четыре авианосца, для укомплектования их авиакрыльев потребуется 10-12 машин радиолокационного дозора. Еще 2-3 самолета потребуются для обучения летного и технического состава, а также для создания оперативного резерва. Такое количество самолетов KJ-600 китайская авиационная отрасль может сдать за 2-3 года.
По количеству имеющихся в боевом составе дееспособных самолетов дальнего радиолокационного дозора Китай уже в несколько раз превосходит Россию. При этом в КНР делается упор на строительство относительно экономичных "средних" воздушных радарных постов. Самолеты, спроектированные для "тактического" звена, при необходимости способны выполнять и "стратегические" задачи. Проигрывая по скорости полета, количеству сопровождаемых целей и наводимых истребителей российскому А-50У, турбовинтовые машины при практически одинаковой дальности полета могут "висеть" в воздухе дольше. Меньшая производительность РТК вполне компенсируется большим количеством "тактических" самолетов ДРЛО, имеющихся в Китае. Отдельно стоит отметить создание и запуск в производство палубного самолета ДРЛО, что, безусловно, расширит боевой потенциал авиации ВМС НОАК.
Продолжение следует...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси