О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации

В конце 1990-х командование НОАК пришло к выводу о необходимости иметь в боевом составе ВВС самолеты дальнего радиолокационного дозора. Для этого в 1997 году был создан китайско-российско-израильский консорциум, целью которого стало создание авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления.

Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона взяла на себя подготовку для переоборудования серийного А-50 из переданного из наличия МО РФ, а израильтяне обязались установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. Однако под давлением США израильская сторона в 2000 году объявила о выходе из программы при высокой степени готовности головного самолета.
Впрочем, до этого специалисты из "поднебесной" сумели получить доступ к материалам, касающимся израильского радарного комплекса, так что отказ Израиля от сотрудничества с КНР не сильно сказался на темпах создания китайского летающего радарного пикета, и уже в 2004 году началась опытная эксплуатация первого самолета ДРЛО KJ-2000. Всего ВВС НОАК получили четыре таких машины, передача последнего самолета этого типа заказчику произошла в 2008 году.

Самолеты ДРЛО KJ-2000 строились на базе российских военно-транспортных Ил-76ТД и оснащались китайским радиотехническим комплексом, который во многом повторял израильские наработки.

По меркам двадцатилетней давности аппаратура, установленная на борту KJ-2000, обладала неплохими возможностями. Радиолокатор с АФАР в неподвижном грибовидном обтекателе обеспечивал обнаружение высотных объектов на дальности более 400 км и мог сопровождать одновременно 100 целей. По дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей радиолокационный комплекс китайского "небесного ока" примерно соответствовал характеристикам РТК самолета А-50.

Для своего времени связное и навигационное оборудование было достаточно совершенным, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы. В китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолетов.

В отличие от А-50, доставшихся России в наследство от СССР, китайские KJ-2000 не простаивали на аэродроме и активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых ракет и боевых самолетов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолеты ДРЛО проходили техническое обслуживание, ремонт и малую модернизацию на предприятии авиастроительной компании Xi'an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань.

Вскоре после ввода в строй четырех KJ-2000 китайские представители высказали заинтересованность в приобретении дополнительной партии усовершенствованных Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 для строительства воздушных радарных постов, с улучшенным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако все уперлось в отсутствие новых базовых самолетов, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ.

Первые китайские серийные самолеты ДРЛО стали для ВВС НОАК этапными машинами, позволившими накопить необходимый опыт и выработать методики применения. В настоящее время KJ-2000 выработали свой ресурс и заменяются новыми китайскими самолетами ДРЛО.

Осмыслив статистику эксплуатации KJ-2000, китайские военные аналитики пришли к выводу, что эта тяжелая машина является неоптимальной по критерию "стоимость-эффективность". Самолет ДРЛО, созданный на базе реактивного тяжелого транспортника, стоил слишком дорого, обладал низкой топливной эффективностью и предъявлял жесткие требования к аэродромам базирования. Специалисты решили, что гораздо более предпочтительным для ведения регулярного патрулирования является самолет среднего класса с экономичными турбовинтовыми двигателями. С учетом стоимости базовой машины и габаритов радиотехнического комплекса, начался поиск оптимального варианта. Подходящей платформой сочли военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12) и его улучшенный вариант Y-9.

Самолет ДРЛО KJ-200

Еще до ввода в строй первого "стратегического" самолета ДРЛО на базе Ил-76ТД в КНР начались работы по созданию относительно недорогого турбовинтового "тактического" летающего радарного поста. Головной прототип самолета KJ-200, построенный на базе военно-транспортного Y-8F-200, поднялся в воздух 8 ноября 2001 года.

Как и на "стратегическом" самолете ДРЛО KJ-2000, на "тактическом" воздушном радиолокационном пикете KJ-200 применен радиолокатор с неподвижной АФАР. Однако вместо круглого тарелкообразного обтекателя, внутри которого установлены три неподвижных антенных модуля с полем обзора 120° каждый, на самолете KJ-200 используется антенна в удлиненном обтекателе.

Внешне радар KJ-200 напоминает шведскую РЛС Ericsson PS-890, но при этом китайская станция гораздо крупней. Охлаждение активных приемо-передающих модулей происходит набегающим потоком воздуха, для чего в передней части радиопрозрачного обтекателя имеется воздухозаборник. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолета имеются "мертвые", не просматриваемые зоны. Это вынуждает вести патрулирование парой либо постоянно летать "овалом" или "восьмеркой". Но в ходе этих маневров имеется вероятность, что будет потеряно сопровождение цели. В то же время иностранные эксперты отмечают, что по сравнению с платформами Saab 340 и Saab 2000 с радиолокаторами сходного типа, планер Y-8 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала.

В январе 2005 года в воздух поднялся второй прототип, построенный на базе модернизированного военно-транспортного Y-8F-600. Эта машина являлась фактически предсерийной, имела новые более экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами и "стеклянную" кабину с авионикой от компании Honeywell.

В июне 2006 года второй прототип разбился из-за обледенения, что серьезно задержало процесс принятия KJ-200 на вооружение. После расследования причин катастрофы были внесены изменения в конструкцию крыла и хвостовое оперение.

"Тактический" самолет радиолокационного дозора KJ-200 официально поступил на вооружение в 2009 году. Всего построено 9 серийных экземпляров. Войсковые испытания трех KJ-200 начались еще до официального принятия самолета.

В ходе тестирования турбовинтовые самолеты ДРЛО сравнивали с тяжелыми KJ-2000. Испытания вполне предсказуемо показали, что по возможностям обнаружения воздушных целей, обработке и трансляции информации бортовой радиотехнический комплекс KJ-200 заметно уступает по показателям KJ-2000. В то же время турбовинтовой KJ-200 был существенно проще в обслуживании и имел намного меньшие эксплуатационные расходы. Немаловажным фактором стало то, что подготовка к повторному вылету KJ-200 занимала на 60 % меньше времени, и после доводки надежность менее сложной бортовой радиоэлектронной аппаратуры, построенной в основном на элементной базе, произведенной в КНР, оказалась выше.

В китайских СМИ опубликованы следующие данные KJ-200: максимальный взлетный вес составляет 61 000 кг, максимальная скорость 660 км/ч, потолок - 10 400 метров, экипаж - 10 человек. С запасом топлива 25 т самолет может находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000.

Радиолокатор способен обнаруживать высотные цели на дистанции 350-400 км. Дальность обнаружения цели на фоне земли существенно меньше. Информация о воздушной обстановке предается потребителям по радиоканалу. Операторы с борта KJ-200 могут одновременно управлять действиями 12-15 перехватчиков. Возможности сбрасывать радиолокационную информацию в режиме реального времени на КП наземных сил ПВО и пункты наведения истребителей-перехватчиков на первом этапе не имелось.

Китайская морская авиация испытывала острую потребность в самолете дальнего радиолокационного обнаружения, способном к тому же осуществлять слежение за надводными целями. В итоге серийные KJ-200 были разделены с ВВС НОАК в пропорции 2 к 1, и адмиралы получили три самолета ДРЛО. Однако позже, после появления более совершенных самолетов KJ-500, в морскую авиацию передали еще один KJ-200.

Флотские самолеты радиолокационного дозора KJ-200 приписаны к авиабазам Лайян в провинции Шаньдун, Ялайши и Лингшуй на острове Хайнань, где также размещаются новые самолеты ДРЛО KJ-500, разведывательные, патрульные и противолодочные: Y-8G, Y-8Х, Y-8J и Y-8Q. Все эти машины привлекаются для патрулирования морской акватории, прилегающей к китайскому побережью, ведут разведку на большом удалении от материковой части КНР, летают над спорными островами в Южно-Китайском море.

Самолет ДРЛО KJ-500

В целом опыт создания среднего самолета ДРЛО KJ-200 оказался удачным, но китайских военных не устраивало наличие мертвых зон, обусловленных конструкцией радара. Опыт, полученный разработчиками и летно-техническим составом строевых частей, дал возможность сформировать понимание того, каким должен быть современный самолет радиолокационного дозора и управления "тактического звена", и приступить к созданию более совершенных машин такого класса.

Согласно взглядам командования НОАК, самолет ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки, передачи данных и постановки помех.

В соответствии с этими требованиями на базе военно-транспортного Y-9 (удлиненная версия Y-8 с новыми двигателями и авионикой) был спроектирован KJ-500, об испытаниях которого стало известно в начале 2014 года. В 2018 году было заявлено о достижении самолетом KJ-500 "полной боевой готовности".

В отличие KJ-200 с "бревнообразным" обтекателем радара, новый самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне.

Также внешними особенностями KJ-500 является наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой устойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки. На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолета ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный "волдырь" антенны спутниковой связи.

Большим успехом специалистов корпорации CETC является переход от РЛС с антеннами с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решеткой. В КНР удалось создать и запустить в серийное производство трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трех плоских антенных решеток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом, они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор. Наличие станции радиотехнической разведки с плоскими антеннами в задней части фюзеляжа существенно расширяет область применения самолета.

Характеристики KJ-500 не разглашались. Эксперты считают, что взлетная масса находится в пределах 62 т. Максимальная скорость полета - до 660 км/ч, крейсерская скорость - 550 км/ч, практический потолок - 10 400 м, максимальная продолжительность полета приблизительно составляет 10 ч, максимальная перегоночная дальность - 5600 км. Радар KJ-500 по своим возможностям близок к БРЛС американского палубного самолета ДРЛО Grumman E-2D Hawkeye, и истребитель МиГ-21, летящий на высоте 8000 м, может быть обнаружен на дальности более 450 км, но возможности комплекса радиотехнической разведки у китайской машины выше.

Серийное строительство базовых машин для KJ-500 осуществляется на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation (дочернее предприятие государственного холдинга AVIC) в городе Ханьчжун провинции Шенси.

Самолеты, построенные в Ханьчжуне, перегоняют на авиазавод в городе Сиань, где осуществляется монтаж оборудования и его ввод в рабочее состояние. После чего новые машины передаются заказчику.

По состоянию на 2023 год китайская промышленность выпустила не мене 35 самолетов KJ-500. В морской авиации НОАК имеется 14 машин этого типа, которые базируются на тех же аэродромах, что и его предшественники KJ-200.

KJ-500 также осуществляют длительные патрульные полеты вдали от своего побережья. Самолеты этого типа неоднократно замечены на авиабазе, расположенной на острове Вуди в Южно-Китайском море.

Самолет дальней радиолокационной разведки земной и водной поверхности Y-8G

Уникальным для китайской флотской авиации является самолет Y-8G, принятый на вооружение в 2005 году. Всего построено четыре таких машины, одна из них находится в составе флотской авиации. По американским данным, Y-8G, принадлежащий флоту, на постоянной основе базируется на авиабазе ВМС НОАК Лайян в провинции Шаньдун.

Y-8G построен на основе модернизированного транспортного самолета Y-8F-400, и его легко отличить от других машин, созданных на базе китайских версий Ан-12, по выпуклым антеннам, выступающим по бокам между кабиной пилотов и крыльями. Для того чтобы их смонтировать, пришлось переделать переднюю часть фюзеляжа.

Выступающие по бокам антенны предназначены для дальней радиолокационной разведки водной и земной поверхности на большом расстоянии. Y-8G также оснащен мощными станциями РЭБ с антеннами, расположенными на вершине киля и в хвостовой части самолета.

Так же как и истребители J-11, бомбардировщики Н-6, противолодочные Y-9Q, ДРЛО KJ-500 самолет радиолокационной разведки Y-8G регулярно совершает промежуточные посадки на острове Вуди.

Палубный самолет ДРЛО KJ-600

Первоначально в состав авиационного крыла первого китайского авианосца "Ляонин" планировалось включить вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 и Z-18J. Однако, протестировав вертолеты ДРЛО в деле, китайские флотоводцы решили, что они в силу недостаточного радиуса действия, малой высоты полета и слабости радиотехнического комплекса не способны полноценно обеспечить дальнее патрулирование, своевременное оповещение и управление действиями палубных истребителей.

Практические работы по созданию палубного самолета ДРЛО в КНР стартовали более 15 лет назад. В 2011 году начались испытания опытного прототипа JZY-01, построенного предприятием Xi'an Aircraft Company на базе транспортника Y-7 (копия Ан-26). Всего было сделано два опытных самолета.

Эти летательные аппараты не предназначались для тестирования на авианесущем корабле. Слишком крупная машина не имела складывающегося крыла, тормозного посадочного гака и усиленного шасси. К тому же весьма тяжелый самолет не мог взлететь с палубы авианосца без использования катапульты или реактивных твердотопливных ускорителей. Судя по всему, экспериментальные самолеты JZY-01 использовались для испытаний радиотехнического комплекса, отработки компоновочных и аэродинамических решений.

В 2017 году стало известно об испытаниях нового палубного самолета ДРЛО KJ-600, но не очень четкие фотографии машины в воздухе появились относительно недавно. Судя по спутниковым снимкам, к середине 2023 года было построено не менее четырех KJ-600.

Геометрические размеры китайского палубного самолета ДРЛО близки к габаритам американского Е-2 Hawkeye, а складывающееся крыло позволяет компактно размещать KJ-600 во внутренних отсеках авианосца и поднимать самолеты лифтами. При проектировании KJ-600 активно использованы новые композитные материалы, что позволило добиться высокого весового совершенства и увеличить ресурс планера, испытывающего повышенные нагрузки при посадке на палубу.

В сети приводятся следующие оценочные характеристики KJ-600: длина самолета около 18 м, размах крыла не более 24 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла), высота по верхнюю плоскость обтекателя РЛС - 6 м, диаметр обтекателя антенны РЛС - не более 7 м. При таких размерах максимальная взлетная масса самолета не должна превышать 35 т. Максимальный запас топлива - до 6 т. Экипаж: 5-6 человек. Максимальная скорость полета - до 700 км/ч. Для патрулирования на средних высотах длительность нахождения в воздухе составляет 6-7 часов, а при полетах на малых и предельно малых высотах продолжительность полета не более 5 часов.

Китайские источники утверждают, что основой радиотехнического комплекса является РЛС KLC-7 с АФАР, состоящей из двух комплектов. Для увеличения помехозащищенности станция одновременно работает в двух диапазонах и выполняет как электронное, так и механическое сканирование воздушного и водного пространства. Имеется возможность обнаруживать и единовременно сопровождать более 100 воздушных целей, в том числе и таких, как крылатые противокорабельные ракеты. При высоте полета 11 000 м бортовая РЛС KLC-7 способна видеть крупные воздушные объекты на дальности до 550 км. При снижении до 6000 м максимальная дальность обнаружения уменьшится до 300 км.

Сборка планеров KJ-600 происходит на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation в городе Ханьчжун. Оснащение электронной аппаратурой и заводские испытания палубных самолетов ДРЛО ведутся на предприятии компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань.

С учетом того, что китайские флотоводцы планируют иметь четыре авианосца, для укомплектования их авиакрыльев потребуется 10-12 машин радиолокационного дозора. Еще 2-3 самолета потребуются для обучения летного и технического состава, а также для создания оперативного резерва. Такое количество самолетов KJ-600 китайская авиационная отрасль может сдать за 2-3 года.

По количеству имеющихся в боевом составе дееспособных самолетов дальнего радиолокационного дозора Китай уже в несколько раз превосходит Россию. При этом в КНР делается упор на строительство относительно экономичных "средних" воздушных радарных постов. Самолеты, спроектированные для "тактического" звена, при необходимости способны выполнять и "стратегические" задачи. Проигрывая по скорости полета, количеству сопровождаемых целей и наводимых истребителей российскому А-50У, турбовинтовые машины при практически одинаковой дальности полета могут "висеть" в воздухе дольше. Меньшая производительность РТК вполне компенсируется большим количеством "тактических" самолетов ДРЛО, имеющихся в Китае. Отдельно стоит отметить создание и запуск в производство палубного самолета ДРЛО, что, безусловно, расширит боевой потенциал авиации ВМС НОАК.

Продолжение следует...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка