О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты для региональных и местных авиалиний

Уральский завод гражданской авиации (АО "УЗГА"), известный в течение многих лет как авиа­ремонтный завод № 404 ГА, основан в конце 1930 гг. в системе Гражданского воздушного флота. Сегодня, в пору рыночных отношений, ведомственная принадлежность компании уже не важна. На первый план выходит способность производителя создавать востребованные продукты и сервисы. Уральские авиастроители приняли решение закрепиться в сегменте воздушных судов для региональных и местных авиалиний, и уже в сере­дине десятилетия легкий много­целевой самолет ЛМС­901 "Байкал" разработки АО "УЗГА" поступит в эксплуатацию. А для того, чтобы новинка была надежной, разработчик создал стендовую базу для отработки ключевых систем.

Самолет Ан-2, более чем полвека определявший облик отечественной гражданской авиации в сегменте местных воздушных линий, морально устарел еще в прошлом веке.  С тех пор были предприняты многочисленные попытки создать самолет-преемник, однако успех большинству разработчиков не сопутствовал. Основные причины очевидны: в нашей стране до недавнего времени не было турбовинтового двигателя в нужном классе мощности, а ремоторизация Ан-2 приводила к появлению переразмеренных летательных аппаратов, которые, к тому же, невозможно сертифицировать по действующим авиационным правилам. Наконец, некоторые компании в процессе разработки
своих самолетов сэкономили на стендах и в процессе испытаний столкнулись с неразрешимыми проблемами.

В конце 2010-х Минпромторг России по поручению Президента и Правительства РФ запустил работу по созданию самолета местных воздушных линий нового поколения. В результате конкурсного отбора был определен разработчик - АО "УЗГА". Облик будущей рабочей лошадки был определен в тесном диалоге с авиакомпаниями. Именно представители гражданской авиации диктовали свои требования по грузоподъемности, дальности и скорости полета, по основным взлетно-посадочным характеристикам. Проанализировав запросы потенциальных эксплуатантов, конструкторы сформировали облик продукта, который вскоре и был воплощен в металле. Последовавшие летные испытания первого опытного образца самолета показали, что по максимальной и минимальной скоростям, по весовым характеристикам и по расходу топлива "Байкал" соответствует заявленным параметрам, он уверенно взлетает с грунтовых полос, разгоняется до 300 км/час, а на посадку заходит со скоростью, лишь немного более высокой чем у Ан-2.

Полученные в ходе испытаний данные внушают оптимизм, однако количество вопросов, интересующих эксплуатантов, все равно остается очень большим. Например, как обстоят дела с авиационным двигателем для "Байкала"? 2023 год стал для программы создания двигателя ВК-800СМ одним из самых результативных. Если в 2022 году были проведены испытания газогенератора двигателя, то в нынешнем году прошли испытания камеры сгорания, компрессора и двигателя в сборе, а вскоре в ЦИАМ начнутся испытания по оценке основных данных двигателя. Уже полученные данные позволяют сделать вывод о правильности заложенных конструктивных решений. А отработка двигателя на испытательной базе ЦИАМ позволит получить необходимые данные для начала летных испытаний в составе летающей лаборатории.

О ходе работ по двигателю уже было дано немало информации. Но до сих пор из внимания специалистов ускользало то, что существенный прогресс есть и в части создания полностью отечественного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. АО "УЗГА" совместно с Институтом авиационного приборостроения "Навигатор" и другими партнерами создало комплекс, включающий три многофункциональных индикатора МФИ-10Л с встроенными вычислителями, а также систему резервных приборов. Решение, примененное на "Байкале", - это, без преувеличения, новое слово в отечественном приборостроении. МФИ-10Л представляет собой моноблок, состоящий из 10-дюймового жидкокристаллического дисплея и встроенного вычислителя. МФИ-10Л - действительно многофункциональное изделие. Он обеспечивает вывод в удобном для летного состава формате всей пилотажно-навигационной информации, имеет функции навигационного вычислителя, позволяющего выполнять полеты по таким спецификациям как RNAV5 и RNAV1, в него встроена и функция спутникового приемника. Помимо этого, в компактном изделии реализовано управление другими самолетными системами, включая радионавигационное и радиосвязное оборудование, систему предупреждения столкновения в воздухе и систему раннего предупреждения приближения к Земле, другие системы. Использование открытых интерфейсов позволит интегрировать на борт самолета дополнительное оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика. Впоследствии, по мере создания специализированных версий, на самолет можно будет устанавливать дополнительные системы, такие как датчики и пеленгаторы для поисково-спасательного варианта, либо приборы контроля состояния
оборудования в составе медицинских модулей. Такая интеграция не потребует создания дополнительных устройств сопряжения, а вычислительных мощностей, которыми располагает самолет, будет достаточно для обработки возрастающего объема данных.

Для летного состава критически важен вопрос надежности бортового оборудования. Наличие трех МФИ-10Л, имеющих одинаковую конструкцию, позволяет комфортно продолжать полет при отказе одного из индикаторов, при этом для оставшихся двух разработаны дополнительные кадры, позволяющие предоставлять всю необходимую экипажу информацию для выполнения безопасного полета при ограниченном количестве работающих индикаторов. На самый крайний случай у экипажа останется интегрированная система резервных приборов, дающая информацию о высоте, воздушной и вертикальной скорости, пространственном положении самолета и магнитном курсе, есть отдельные авиационные часы и магнитный компас КИ-13 "рыбий глаз".

При этом разработчик делает все возможное, чтобы пилотам не приходилось пользоваться резервными приборами. Оборудование не чувствительно к перепадам напряжения в системе электропитания. Проверено, что при переключении питания на резервные источники индикатор не "зависает", его перезагрузка не требуется. Эксплуатанты, которые планируют летать на "Байкале" на севере, оценят, что уже проведенные стендовые испытания МФИ-10Л подтвердили работоспособность изделия в широком диапазоне температур. При температуре - 50°С МФИ-10Л сохраняет работоспособность, не требуя дополнительного подогрева.

Кроме привычных функций, МФИ-10Л станет помощником и для технического персонала. Встроенная система самодиагностики и диагностики самолетного оборудования поможет быстро обнаружить проблему, локализовать ее до конкретного блока.

Создание новой авиатехники, новых систем и оборудования - интеллектуальный и трудоемкий процесс. Значительно ускорить его и избежать попадания на борт самолета непроверенных и неотработанных систем позволяет наземная стендовая база. Выходя на рынок самолетов для местных и региональных авиалиний, АО "УЗГА" делает это основательно, формируя новые направления бизнеса, обеспеченные квалифицированными кадрами и современными испытательными стендами. Работа над "Байкалом" потребовала использования специализированных стендов - для проведения прочностных испытаний, для испытания силовой установки, для отработки и аттестации бортового радиоэлектронного оборудования.
Безусловно, создание стендовой базы требует немалого времени, сил и средств, но именно такой подход отличает компании, которые приходят в бизнес с серьезными намерениями и надолго.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка