news.ru
1 августа 2024, 17:40
Самолеты вертикального взлета и посадки: нужны ли России новые Яки?
Утверждается, что ОКБ Яковлева сохранило опыт создания самолетов данного класса и при получении соответствующего заказа со стороны Минобороны РФ готово приступить к разработке. ОКБ Яковлева является одним из трех авиастроителей в мире, кто смог создать самолеты вертикального взлета и посадки, к числу которых относится британская компания Hawker Siddeley, разработавшая в середине 60-х годов истребитель-бомбардировщик Harrier, и американская Lockheed Martin, создавшая F-35B.
В конце 60-х - начале 70-х годов ОКБ Яковлева разработало палубный штурмовик Як-38, который оказался во многом компромиссным самолетом и по многим показателям не удовлетворял требований военных. Поэтому ему на замену разрабатывался Як-141, работа над которым была практически завершена к началу 90-х годов, но из-за развала СССР самолет на вооружение принят не был, и в 1992 году проект закрыли. Даже несмотря на то что Як-141 был первым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки, еще будучи опытной машиной, он сумел установить 12 мировых рекордов. То есть это был весьма перспективный самолет, который однозначно пошел бы в серию, если бы не распад страны и сокращение финансирования оборонных программ.
К теме создания российских СВВП возвращались неоднократно. Так, в 2018 году заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в России прорабатывается концепция самолета с вертикальным взлетом и посадкой и что российским авианесущим кораблям в скором времени потребуется обновлять парк летательных аппаратов. Однако эта тема не получила дальнейшего продолжения.
Зачем такие самолеты нужны сейчас? Дело в том, что в обозримом будущем Россия вряд ли начнет строительство авианосцев, предназначенных для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой. Зато в России ведется строительство универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, которые вполне могут выступать как легкие авианосцы. По такому пути уже пошла, например, Япония, которая купила в США истребители F-35B и включила их в состав авиакрыла своих вертолетоносцев типа Idzumo. В США F-35B также входят в состав авиакрыла универсальных десантных кораблей типа America.
Появление F-35B привело к тому, что многие страны, которые не могли позволить себе строительство дорогих классических авианосцев, рассматривают возможность превратить в легкие авианосцы свои универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. А корабли такого класса имеются у многих стран, начиная от США и Китая и заканчивая Турцией и Испанией. Аналогичные корабли класса "Иван Рогов" строятся и в России, но если другие страны могут договориться с США о поставках F-35B, то России приходится рассчитывать исключительно на свои силы. То есть если в обозримом будущем самолеты вертикального взлета появятся на палубах российских универсальных десантных кораблей, то это будут самолеты отечественной разработки. Причем это будут истребители пятого поколения, самолеты, созданные с применением технологий малозаметности.
Вопрос в том, насколько возможно создание таких самолетов в нынешних условиях и в какие сроки? Теоретически российским конструкторам и инженерам ничего не мешает разработать подобные самолеты. У России есть еще советские наработки по созданию СВВП Як-36 и уникального для своего времени Як-141, а технологии малозаметности давно освоены при разработке истребителя Су-57 и беспилотника С-70 "Охотник".
Однако надо помнить, что в настоящее время перед оборонкой стоит более насущный вопрос по разработке и снабжению современными образцами оружия действующей в зоне СВО армии. Это означает, что приоритет в финансировании отдается уже существующим оборонным проектам, а не перспективным. И это логично, потому что надо достигать все заявленные цели СВО, о чем неоднократно объявлялось на самом высоком уровне. Вместе с тем надо помнить, что с каждым годом некая часть авиастроительных компетенций утрачивается, так как уходят старые кадры, имеющие бесценный опыт создания уникальных боевых самолетов.
И по большому счету медлить с разработкой перспективных самолетов нельзя, иначе не будет создано никакого задела на будущее. В любом случае, если будет принято решение о разработке СВВП пятого поколения, на создание самолета могут уйти годы и даже десятилетия. Впрочем, как было сказано выше, данная задача решаема, особенно при условии хорошего финансирования.
Автор: Александр Плеханов
Авторские права на данный материал принадлежат «news.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств